Гость «Прямой телефонной линии» — директор, главный дирижер Харьковской филармонии, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Международного конкурса Вахтанга Жордания Юрий Янко.

Попасть на концерт можно будет через «стекляшку» 


— Здравствуйте, меня зовут Елена Андреевна. Расскажите, пожалуйста, как родилась идея выступить с оркестром на станции метро и можно ли будет увидеть концерт по телевизору? 

— Концерт, который состоится на станции «Университет» в ночь с 19 на 20 апреля, будут транслировать в прямом эфире харьковские телеканалы Р1 и ОТБ. Так что, если у вас не будет возможности прийти, вы сможете наслаждаться музыкой дома. 

Идея с концертом в метро родилась давно. А где-то после Нового года я ее озвучил начальнику метрополитена Сергею Мусееву. И он, и городские власти задумку поддержали. 1 апреля по всему периметру станции «Университет» даже была установлена новая акустическая система. Сложнее было музыкантов уговорить на такое позднее выступление, концерт ведь состоится в 00.30. 

— А почему именно на станции «Университет»? 

— Конечно, идеально было бы провести концерт на «Киевской» либо «Спортивной», где есть купол. Как музыка будет звучать на «Университете» — загадка. Но, заботясь прежде всего об удобстве слушателей, выбрали одну из центральных станций, где могут разместиться не менее пяти тысяч человек. Кстати, для безопасности, чтобы люди не упали на рельсы, по обе стороны платформы будут стоять поезда. 

— А где разместится оркестр? 

— Место для шестидесяти музыкантов из оркестра и тридцати–сорока из хора выделено у выхода, который ведет в сад им. Шевченко. Снаружи он будет перекрыт. Нам нужно, чтобы не было сквозняка и температура не опускалась ниже 16 градусов. Все это может повлиять на качество звука. Так что зрителям можно будет пройти на концерт только через вход на «стекляшке». 

В Европе за абонементами занимают очередь с ночи 



— Добрый день, меня зовут Сергей, а когда в филармонии появятся абонементы? 
— Думаю, что уже в следующем году. Может быть, для камерной и симфонической музыки. Недавно я был на концерте в Вене. Представьте, нет ни афиш, ни рекламы, а в зале — аншлаг, потому что все пришли по абонементам. Билеты получаются дешевле, вроде как купленные оптом. В Европе за абонементами с ночи занимают очередь, потому что их количество ограничено, а некоторые даже передают по наследству как семейную реликвию. Чтобы внедрить это у нас, необходимо знать бюджет, понимать, что мы можем себе позволить. Как мы можем приглашать «звезд» без гарантий? В декабре 2008-го нам пришлось отказать дирижеру из России Александру Князеву, так как просто не было возможности оплатить его визит. И это при том, что с организацией этого концерта обещали помочь харьковские бизнесмены. 

— То есть меценаты вам не помогают? 

— Ну почему, совместно мы даже решили создать специальный фонд и общественную организацию «Харьковское филармоническое собрание». Мы понимаем, что со стороны государства полное финансирование уже никогда не вернется. В филармонии мы запретили слово «кризис» и решили искать новые формы финансирования и заработков. 

— А в это общество могут войти только состоятельные харьковчане? 
— Конечно же, нет. Членом собрания может стать любой, независимо от суммы взноса или оказанной помощи. Если это авиалинии, то они могут помочь с перелетом «звезд», фабрика — с пошивом костюмов для артистов. Потом в специальном буклете будет публиковаться баланс — сколько мы потратили, что приобрели, какие планы. Надеемся, что до конца этого сезона закончим все организационные моменты. Здесь даже не важно количество людей, важен сам первый шаг. Причем никакой политики, у нас одна партия — искусство. 

Мы уже даже можем сказать, кто автоматически станет первыми почетными членами собрания — это и начальник метрополитена Сергей Мусеев, и руководители масс-медиа, которые всегда приходят нам на помощь, и все, кто принял участие в приобретении рояля «Империал». Ведь, согласно договоренности с Домом Bösendorfer, мы получили инструмент в пользование только на сезон — с возможностью выкупить его в этом году. Чтобы собрать 100 тысяч евро за инструмент, решили провести так называемый «аукцион» по продаже клавиш. Первым покупателем стал губернатор — он приобрел «до». 

— И много клавиш уже выкуплено? 

— С десяток. Планируем на сайте Харьковской филармонии завести специальную страничку и выставить фамилии «владельцев». Кстати, Валерий Петросов перед смертью тоже купил одну из клавиш. Принес тысячу евро и попросил написать: «Петросов — выпускник музыкальной школы»… 

Талантливые дети на родину не возвращаются 


— Здравствуйте, меня зовут Карина. Юрий Владимирович, есть ли при филармонии детские концерты либо образовательные программы, которые бы приобщали к классической музыке? 

— В январе, совместно с городским управлением образования, мы начали так называемый цикл лекториев для детей. Во время одного из таких концертов я у себя в кабинете услышал настоящее землетрясение. 300-400 подростков пришли к нам в зал и не поняли, где они находятся. Я прервал выступление. Оказалось, что никто из них до этого в филармонии не был. Я объяснил, что нельзя топать, свистеть, прыгать и скакать — лишь аплодировать. Раза три потренировались, как хлопать, и концерт продолжился. 

В общем, первый блин оказался комом. Прослушав программу, я понял, что детям было попросту неинтересно. Когда ведущий голосом Левитана говорит: «Дорогие ребята» — сразу становится страшно. Я не понимаю, зачем подросткам три сложных психологических романса Рахманинова? Или прелюдия Баха на семь минут? А слова семантика, глубокий психологизм? К музыке нужно приучать потихоньку: вначале предложить узнаваемые мотивы, а потом уже и классику. Собрали «летучку», все обсудили, сейчас готовится новая программа. 

— Меня зовут Анна Петровна. Юрий Владимирович, подскажите, как много юных талантов вы потом приглашаете на работу в филармонию? 
— К сожалению, одаренных детей из Харькова увозят сразу же после школы. Это очень большая национальная проблема. Харьковская музыкальная школа учит ребенка 11 лет, вкладывает в него огромные деньги, приглашает прекрасных преподавателей. Но как только этот малыш становится лауреатом престижного конкурса, его приглашают учиться за рубеж. Причем параллельно наше государство платит таланту стипендию. Понятно, что обратно никто не возвращается. Это неправильно. Если мы платим ребенку стипендию, значит, нужно заключать с ним контракт, и после учебы молодой специалист должен отработать на родине хотя бы лет пять. 

В 2002–2005 гг. я руководил детским оркестром при музыкальной школе. Мы с ними ездили на гастроли и в Россию, и в Египет, в год давали до 25 концертов. В результате из тридцати ребят в Харькове остались единицы. Большинство уехали в Америку, Германию, Израиль... Сейчас у нас появился прекрасный виолончелист Алексей Шаврин, я знаю, что и он задержится недолго. 

На закрытии сезона харьковчане услышат скрипку Гварнери

 

— Добрый день, меня зовут Надежда Станиславовна, я постоянная посетительница филармонии. Мне интересно, не планирует ли филармония тематические концерты из произведений Йозефа Штрауса? 
— Штрауса мы играем постоянно на наших симфонических шоу, может быть, отдельно сыграем и на каком-то хит-концерте. Хочу вас обрадовать: 20 июня немецкий дирижер Хельц привезет вальс этого автора, который у нас, к сожалению, не исполняется, но очень популярен во всем мире. 

— И, если позволите, второй вопрос. Не планируете ли вы создание ансамбля народного или фольклорного творчества, как в Полтавской филармонии? 

— Я бы с удовольствием создал в филармонии даже танцевальный ансамбль, но для этого необходимо финансирование, а в настоящий момент таких денег у области нет. У нас есть прекрасный фольклорный ансамбль «3+2». А 7 мая открываем новый цикл концертов —
«ХОРошоу» — хотим поднять интерес к хору. 

— Юрий Владимирович, а вы в этом году поедете на гастроли? 

— Вряд ли. В данный момент прорабатывается возможность большого тура всего Харьковского оркестра, причем будем выступать в серьезных залах Европы, но это планы на 2010–2011 гг. Правда, до этого мы должны заменить кое-какие духовые и струнные инструменты, одеть оркестр поприличнее… 

— А каких гостей Харьковская филармония ожидает к закрытию сезона? 

— Сезон будет закрывать выдающийся скрипач и первый концертмейстер Венского филармонического оркестра Антон Сороков. Его родители эмигрировали в Австрию из Москвы, когда Антону было 12 лет. Недавно в Австрии я играл двойной концерт Брамса, он выступал со мной в качестве солиста. Тогда и договорились о его приезде в Харьков. Из-за напряженного графика Антона пришлось немного сдвинуть закрытие сезона — на 30 июня. Кстати, у этого скрипача совершенно потрясающий инструмент мастера Гварнери 1731 года. Я думаю, что харьковчане услышат в его исполнении концерт Бетховена. Жаль только, что из-за недофинансирования звезд такой величины, как Антон Сороков, мы не можем принимать чаще чем раз в два месяца. 

Личное дело

Янко Юрий Владимирович. Родился 16 октября 1961 г. в Валковском районе Харьковской области в семье служащих. Окончил Харьковскую среднюю специальную музыкальную школу (1980) как дирижер-хормейстер, Харьковский государственный университет искусств им. И. Котляревского (1985), как оперно-симфонический дирижер — Киевскую национальную музыкальную академию им. П. Чайковского (1991). 

Дирижер Академического симфонического оркестра Запорожской филармонии (1991–1994), художественный руководитель и дирижер камерного оркестра Харьковской средней специальной музыкальной школы-интерната (1999–2004). С 1994-го — дирижер Харьковского академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко. 

С 2001 г. работает художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Харьковской филармонии. В 2004 г. становится и ее директором. Параллельно преподает.