Эта «темная» история началась под Новый год, в декабре 2008 года. Из-за скачков напряжения в квартире моего дореволюционного дома каждый час на несколько минут выбивало счетчик. И я погружалась в кромешную тьму.

Пользуясь служебным положением… 


Многочисленные звонки в РЭС, приезд аварийной службы, обращение в КП «Харьковгорлифт» и службу «062» (сейчас это «1562») с криками и стенаниями о том, что квартира превратилась в «дискотеку» с эффектом страбоскопа, результатов не принесли. Электроэнергия продолжала подаваться в течение суток по принципу «елочной гирлянды» — включить-выключить (например, 2 января 2009 года я зафиксировала по 10–12 отключений каждый час!). 

Первым не выдержал телевизор: после очередного отключения он стал показывать только «черный квадрат» Казимира Малевича. А 19 марта этого года не выдержала я: обратилась «к главному» — председателю правления АК «Харьковоблэнерго» Сергею Кирику — с просьбой выяснить причину систематических резких перепадов напряжения и провести необходимые замеры параметров качества электроэнергии, поступающей в квартиру. Заодно, воспользовавшись служебным положением, решила узнать, сколько еще существует в Харькове таких бедолаг, как я. 

До суда не доходит 



Такие случаи, к сожалению, бывают, говорит председатель правления АК «Харьковобл-
энерго» Сергей Кирик. Причины — самые разные. Например, в пос. Жихарь пострадали жители двух улиц. Оказалось, что внутри силового трансформатора был дефект завода-изготовителя. И всем жителям, которые предоставили справки с выводами экспертного центра, «Харьковобл­энерго» компенсировало убытки в несколько десятков тысяч
гривен. 

Но есть жалобы, с которыми энергетики не могут справиться. Например, если кто-то включает сварочный аппарат. 

— Это нарушение правил пользования электроэнергии, — говорит Сергей Кирик. — Мы вручаем предписание виновному, но бороться с этим сложно — кругом идут ремонты. 
Судебных разбирательств с потребителями по поводу некачественной услуги за четыре года моего пребывания на посту председателя правления мы не допускали ни разу. Хотя ранее в компании существовала другая позиция — выяснение отношений только через суд. Но я считаю, что это неправильно. 

В пределах нормы

 

Через неделю после вручения жалобы председателю правления и общения с сотрудниками «Облэнерго» в моей квартире стоял компактный приборчик, который установили метрологи АК «Харьковоблэнерго». Кстати, стоимость «чемоданчика» – 50 тысяч гривен, о чем была составлена соответствующая расписка и с обязательством обеспечить сохранность прибора и его возврат. Прибор был установлен бесплатно. 

Одновременно энергетики выслали промежуточный ответ, что компания сообщила КП «Харьковгорлифту», которое занимается эксплуатацией внутридомовых электросетей, о необходимости проведения мероприятий по ревизии контактных соединений электропроводки в доме. 

Теперь я спокойно работаю за компьютером. А красные цифры приборчика, который электрики называют «барьер» или «защита», успокаивающе подмигивают в пределах нормы. По словам представителей «Облэнерго», по ГОСТу предельно допустимая норма 198-242 вольт (т.е. отклонения от 220 В не должны превышать 10%), причем не более одного часа двадцати минут за сутки. 

P.S. История закончилась полюбовно: понимая, что вина лежит не только на энергетиках, я отказалась от составления акта-претензии, простив и почивший телевизор, и 25%-ную льготу по оплате некачественной услуги. 

Совет
От перепада напряжения может сгореть любая аппаратура, которая находится в режиме ожидания. Поэтому желательно выключать приборы, выдернув вилку из розетки.