Из-за недобросовестных водителей, которые «подтаксовывают» на улицах города, не имея соответствующих документов, многие легальные таксисты в ближайшее время рискуют остаться без работы.

Как утверждают руководители служб такси, на данный момент успешно бороться с нелегальными перевозчиками не удается. Все рейды и проверки заканчиваются в лучшем случае штрафами, которые никак не влияют на ситуацию в городе. 

— Реальных юридических механизмов, которые бы повли­яли на существующее положение вещей, практически нет, — говорит руководитель профессионального союза такистов в Харьковской области Сергей Старцев. — Общий объем перевозок и так уменьшился на 60-70%. Я понимаю, что людям необходимо выживать, но, с другой стороны, те, кто платит налоги, оказываются в очень нехорошем положении. Они платят государству деньги и являются профессиональными таксистами — это их единственный доход. А люди, которые выезжают вечером подзаработать, по сути, отнимают у них деньги. В Харькове нелегальных таксистов около 70% от общего количества. 

У таксистов-нелегалов — своя правда. И заключается она в том, что выживать нужно всем.
— После того как отсидел срок, я работал на частном предприятии, — рассказывает Алексей, который таксует возле рынка на ХТ3. — До кризиса мы делали полки и подставки для товаров. Когда грянул кризис, я начал таксовать на своей девятке. Хоть она и старенькая, но пока ездит. В основном работаю ночью: выезжаю около 9 вечера и до 4–5 утра подрабатываю. Вожу тех, кто опаздывает на последний поезд метро, или пьяную молодежь из кафе довожу до дома. Заработок бывает разный: гривен 100–200 — как повезет. Народ практически перестал ездить на такси. Денег хватает только на бензин и пропитание. 

По словам заместителя начальника ГАИ Харьковской области Александра Азацкого, борьба с нелегалами идет, но очень медленно и неэффективно. 

— Сотрудники ГАИ совместно с налоговыми инспекторами и сотрудниками транспортной инспекции проводят рейдовые мероприятия по выявлению водителей, занимающихся перевозкой пассажиров, не имея государственной регистрации, — говорит он. — Проводятся проверки, мы штрафуем нелегалов, но справиться с ними пока не можем. Существует такая норма закона, в соответствии с которой мы обязаны уведомить в десятидневный срок таксиста-частника о том, что едем к нему с проверкой. Как вы думаете, много мы сможем наказать недобросовестных водителей таким образом?

Важно знать

Пользуясь услугами легального такси, требуйте чек — благодаря ему пассажир может потом решить любой спорный вопрос, вплоть до возврата денег. 

В случае если водитель такси пользуется фискальным таксометром, он обязан выдать клиенту чек. Если же цена была оговорена заранее с диспетчером по телефону, чека может и не быть. Тогда клиент должен записать номер автомобиля, а также попросить водителя предъявить лицензионное соглашение. 

Ценовая политика легальных такси: 
стандартное такси — от 1,80 до 2,20 грн./км;
бизнес-класс — от 2,20 до 4,50 грн./км.