Президент Украины Виктор Ющенко предложил президенту России Дмитрию Медведеву безотлагательно создать общую группу для внесения изменений в газовые контракты.

Об этом идет речь в обращении Ющенко к Медведеву, текст которого размещен на официальном сайте главы Украинского государства.

Как отметил президент Украины, с 1 января 2009 года сотрудничество в газовой сфере осуществляется в соответствии с контрактами купли-продажи газа и о его транзите, подписанных по договоренностям премьер-министров Украины и России 19 января текущего года, между государственными компаниями НАК "Нафтогаз Украины" и ОАО "Газпром".

При этом Ющенко подчеркнул, что украинская сторона пунктуально осуществляет оплату газа, полученного для потребителей Украины.

Он также заверил, что в период нынешнего отопительного сезона 2009-2010 гг. НАК "Нафтогаз Украины" должным образом обеспечит транзит российского природного газа европейским потребителям.

"Для этого в Украине созданы основные технические, ресурсные и кадровые предпосылки: техническое состояние украинской газотранспортной системы отвечает проектным параметрам; в украинских подземных газовых хранилищах к началу отопительного сезона сосредоточены оптимальные объемы газа (около 27 млрд кубометров), достаточные для обеспечения внутреннего рынка и поддержки транзита; оператор ГТС полностью укомплектован квалифицированным инженерно-техническим персоналом", - говорится в обращении.

Между тем, отметил президент, для украинской стороны выполнение своих обязательств является слишком обременительным из-за ряда нерыночных принципов, заложенных в упомянутых контрактах.

В этом контексте Ющенко акцентировал внимание Медведева на пакет вопросов. В частности, по словам главы Украинского государства, за последние три года базовая цена российского природного газа для украинской стороны увеличилась почти втрое и на сегодня превышает среднеевропейскую цену за 1000 кубометров, а ставка за транзит российского природного газа по территории Украины остается неизменной и является у 2,5 - 3 раза более ниже по сравнению с ценой для других европейских стран - транзитеров.

Кроме того, в контракте купли-продажи газа заложен принцип "бери или плати", в то время как контракт о транзите не предусматривает применения принципа "транспортируй или плати", подчеркнул Ющенко.

Также он констатировал, что контракты предусматривают возможность применения к украинской стороне штрафных санкций в объемах, которые могут превышать даже стоимость приобретенного газа, в то время как не предусмотрены практически никакие санкции к российской стороне за возможное невыполнение своих обязательств.

Ющенко также подчеркнул, что нерыночные подходы при определении финансово-экономических параметров сотрудничества обусловили дефицит бюджета НАК "Нафтогаз Украины" в 2009 году свыше 4 млрд дол, в частности из-за недополучения от 2 до 3 млрд долларов США за услуги по транзиту российского природного газа европейским потребителям.

"Следовательно, практический опыт работы по указанным контрактам на протяжении 10 месяцев свидетельствует о необходимости безотлагательного внесения изменений в отдельные положения настоящих документов", - отметил президент Украины.

По его словам, при сохранении контрактов неизменными уже весной следующего года украинская государственная компания не сможет обеспечивать подготовку к следующему отопительному сезону, а, следовательно, будут формироваться потенциальные угрозы относительно надежности поставок газа в Украину и его транзита в другие государства Европы. Очевидно, отметил Ющенко, что такое развитие событий является нежелательным как для Украины, так и для России и ЕС.

Потому, по его убеждению, для избежания потенциальных проблем в газовом сотрудничестве в формате "Россия - Украина - ЕС" необходимо как можно скорее с учетом европейской практики, приобретенного опыта и договоренностей, достигнутых во время встреч президентов Украины и Российской Федерации 12 февраля 2008 года и премьер-министров государств, зафиксированных в их совместном Меморандуме от 2 октября 2008 года, вместе проработать и на взаимоприемлемых условиях внести изменения, которые бы дали возможность внедрить единые базовые рыночные принципы формирования основных параметров купли-продажи газа и его транзита.

В частности, президент Украины считает необходимым:
1) в контракте купли-продажи газа усовершенствовать формулу расчета цены газа для Украины, в частности, установить экономически обоснованные базовую цену и параметры энергоносителей замещения; определить реальный для Украины предельный объем отбора российского природного газа по принципу "бери или плати" (например до 30 млрд. кубометров в год), учитывая технические возможности ГТС относительно поставок и транзита на протяжении года;

2) в контракте об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины усовершенствовать формулу расчета транзитной ставки, в частности, определить экономически обоснованные базовую ставку и инфляционные параметры; установить минимум объемов транзита газа с оплатой по принципу "качай или плати" (например, 100 млрд. кубометров в год);

3) в обоих контрактах предусмотреть симметричные условия ответственности сторон за риски и предусмотреть симметричные экономически обоснованы штрафные санкции до обеих сторон, которые бы стимулировали без нарушений выполнять условия контрактов;

4) дополнить существующие контракты от 19 января 2009 года дополнением о неприменении в 2009 году штрафных санкций из-за недобор украинской стороной законтрактованных объемов российского природного газа.

Как сообщалось, 16 ноября министр энергетики Российской Федерации Сергей Шматко заявил, что межправительственное соглашение о сотрудничестве в газовой сфере предполагает участие России в модернизации газотранспортной системы.

По его словам, существующие межправительственные соглашения в данной области были подписаны достаточно давно, работа ведётся уже более полугода и никаких ажиотажных вещей как с одной, так и с другой стороны нет.

Как сказал Шматко, переговоры идут достаточно успешно. "Есть ряд вещей, которые сегодня нужно согласовать в Украине с разными ветвями власти, поэтому в этой части мы ждём соответствующих сигналов с украинской стороны", - добавил Шматко.

В то же время, он отказался сообщить, на какой срок предполагается подписать данное соглашение. По его словам, обсуждаемое межправительственное соглашение направлено на перспективу. "Если вы помните, весной этого года обсуждалась тема участия России в модернизации ГТС Украины", - сказал Шматко.

Ранее был опубликован проект соглашения о сотрудничестве в газовой сфере между РФ и Украиной, предложенный Украине Россией. Российское правительство предлагает Украине заключить новое соглашение о сотрудничестве в газовой сфере, которое бы закрепило газовые контракты от 19 января 2009 года между НАК "Нафтогаз Украины" и ОАО "Газпром".

Сравнительно с проектом соглашения, посланным из Москвы, эти "кабальные" контракты выглядят преисполненными приязни и миролюбия.

Проект содержит обязательство лишь одной стороны - украинской. Не предусмотрено в нём ответственности России за любые нарушения относительно поставки газа или транзита средне-азиатского топлива, как это заложено в действующем соглашении от 2001 года.

Кроме того, Украина, подписав и ратифицировав настоящий договор, фактически отдала бы по меньшей мере до 2030 года часть своего суверенитета, потеряв право принимать любые решения из повышения энергетической безопасности, если они не понравятся российской стороне.

Как известно "Нафтогаз" хочет корректировок и дополнений газовых контрактов; его делегация собиралась в Москву, чтобы обсудить это, заявил ранее первый заместитель председателя правления "Нафтогаза" Игорь Диденко.

Первое дополнение к договору на поставки: "Нафтогаз" хочет, чтобы обещания российского премьера Владимира Путина не штрафовать Украину за невыборку газа легли на бумагу. Контрактный объём на 2010 г. должен составлять 33,7 млрд куб м, говорит Диденко: чтобы "Нафтогаз" без переплаты мог выбрать и 27 млрд куб м топлива (80% контрактных объёмов).

В настоящий момент договор предусматривает, что в 2010-2019 гг. "Нафтогаз" должен импортировать 52 млрд куб м газа в год, оплачивать - минимум 80% (то есть 41,6 млрд куб м). Разница с 27 млрд куб м - почти 4 млрд долл (по прогнозной цене "Нафтогаза" - 270 долл/1000 куб м).

Президент Украины надеется, что в России его услышат


Президент Украины надеется, что его обращение к российскому коллеге по поводу необходимости пересмотра газовых контрактов будет услышано и в ближайшее время стороны проведут консультации по этой теме.

"Я надеюсь, что это обращение будет услышано и будут проведены немедленные консультации для того, чтобы в 2010 год и Украина и Россия встретили свои новые отношения, построенные на более эффективных, надежных принципах", - сказал он на совместной пресс-конференции с президентом Грузии Михаилом Саакашвили.

Ющенко вновь напомнил свою позицию, что соглашения по газу являются "непродуманными и носят в себе много рисков" по поставкам газа и его транзиту в Европу.

Именно поэтому, пояснил президент Украины, он обратился к российскому коллеге с просьбой пересмотреть и отменить "эти соглашения, поскольку их мотив не основывается на организации симметричных рыночных отношений двух субъектов хозяйствования".

Уважаемый Дмитрий Анатолиевич,
Хотел бы обратить Ваше внимание на ряд проблем, требующих неотложного решения с целью налаживания взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами в газовой сфере на среднюю и длительную перспективу.

С 1 января 2009 года это сотрудничество осуществляется в соответствии с контрактами купли-продажи газа и о его транзите, подписанными по договоренностям Премьер-министров Украины и России 19 января текущего года, между государственными компаниями НАК «Нефтегаз Украины» и ОАО «Газпром».

Украинская сторона пунктуально осуществляет оплату газа, полученного для потребителей Украины.

В период нынешнего отопительного сезона 2009-2010 годов НАК «Нефтегаз Украины» надлежащим образом обеспечит транзит российского природного газа европейским потребителям. Для этого в Украине созданы основные технические, ресурсные и кадровые предпосылки: техническое состояние украинской газотранспортной системы соответствует проектным параметрам; в украинских подземных газовых хранилищах к началу отопительного сезона сосредоточены оптимальные объемы газа (около 27 млрд. кубометров), достаточные для обеспечения внутреннего рынка и поддержки транзита; оператор ГТС полностью укомплектован квалифицированным инженерно-техническим персоналом.

Для Украинской стороны выполнение своих обязательств является чрезмерно отягощающим из-за ряда нерыночных принципов, заложенных в упомянутых контрактах.

В этом контексте хочу акцентировать Ваше внимание, в частности, на следующих вопросах.

За последние три года базовая цена российского природного газа для Украинской стороны возросла почти втрое и на сегодня превышает среднеевропейскую цену за 1000 кубометров, а ставка за транзит российского природного газа по территории Украины остается неизменной и в 2,5-3 раза ниже по сравнению с ценой для других европейских стран-транзитеров.

В контракте купли-продажи газа заложен принцип «бери или плати», в то время как контракт о транзите не предусматривает применения принципа «транспортируй или плати».

Контракты предусматривают возможность применения к Украинской стороне штрафных санкций в объемах, которые могут превышать даже стоимость приобретенного газа, в то время как не предусмотрено практически никаких санкций к Российской стороне за возможное невыполнение своих обязательств.

Нерыночные подходы при определении финансово-экономических параметров сотрудничества обусловили дефицит бюджета НАК «Нефтегаз Украины» в 2009 году более 4 млрд. долларов США, в частности из-за недополучения от 2 до 3 млрд. долларов США за услуги по транзиту российского природного газа европейским потребителям.

Таким образом, практический опыт работы по указанным контрактам на протяжении 10 месяцев свидетельствует о необходимости неотложного внесения изменений в отдельные положения этих документов.

При сохранении контрактов неизменными уже весной следующего года украинская государственная компания не сможет обеспечивать подготовку к следующему отопительному сезону, а значит будут формироваться потенциальные угрозы надежности поставок газа в Украину и его транзита в другие государства Европы. Очевидно, что такое развитие событий нежелательно как для Украины, так и для России и ЕС.

Для избежания потенциальных проблем в газовом сотрудничестве в формате «Россия - Украина - ЕС», необходимо как можно скорее с учетом европейской практики, приобретенного опыта и договоренностей, достигнутых во время встреч Президентов Украины и Российской Федерации 12 февраля 2008 года и Премьер-министров наших государств, зафиксированных в их совместном Меморандуме от 2 октября 2008 года, вместе проработать и на взаимоприемлемых условиях внести изменения, которые бы дали возможность ввести единые базовые рыночные принципы формирования основных параметров купли-продажи газа и его транзита, а именно:

1) в контракте купли-продажи газа: усовершенствовать формулу расчета цены газа для Украины, в частности, установить экономически обоснованные базовую цену и параметры энергоносителей замещения; определить реальный для Украины предельный объем отбора российского природного газа по принципу «бери или плати» (например до 30 млрд. кубометров в год), учитывая технические возможности ГТС по поставкам и транзиту на протяжении года;

2) в контракте об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины: усовершенствовать формулу расчета транзитной ставки, в частности, определить экономически обоснованные базовую ставку и инфляционные параметры; установить минимум объемов транзита газа с оплатой по принципу «качай или плати» (например, 100 млрд. кубометров в год);

3) в обоих контрактах предусмотреть симметричные условия ответственности Сторон за риски и предусмотреть симметричные экономически обоснованные штрафные санкции к обеим Сторонам, которые бы стимулировали без нарушений выполнять условия контрактов;

4) дополнить существующие контракты от 19 января 2009 года приложением о неприменении в 2009 году штрафных санкций из-за недобора Украинской стороной законтрактованных объемов российского природного газа.

Учитывая указанное, предлагаю безотлагательно сформировать двустороннюю совместную рабочую группу, которой поручить как можно скорее проработать и реализовать приведенные предложения.

С глубоким уважением Виктор ЮЩЕНКО