В этом году День города был омрачен трагедией на Донетчине. Многие мероприятия пришлось отменить или перенести. Так уж получилось, что главным символом этого праздника стала выставка уникальных машин на главной площади города, организованная харьковским клубом «СамоходЪ». Тысячи людей практически целый день любовались машинами, многие из которых участвовали в освобождении Харькова.

Традиция, рожденная в боях 

Это сейчас избалованные обилием техники горожане относятся к авто как к чему-то обычному, само собою разумеющемуся. В годы Великой Отечественной машина воспринималась совсем иначе — бойцы зачастую придумывали своим четырехколесным коням теплые имена, а в те минуты, когда от техники напрямую зависела жизнь, даже ласково разговаривали с ней: «Голубушка, ну давай, ну еще разок...» Да, вряд ли неодушевленная машина могла как-то отреагировать на эти слова. Но ведь техника, не сравнимая с сегодняшней, современной, вершила просто чудеса, прошла до Берлина, выдержала такие испытания, в которых, казалось бы, должна была истереться в порошок, распасться на запчасти — ан нет, выстояла, вынесла все тяготы вместе с людьми. Машины и люди сделали невозможное. В формуле «Никто не забыт, ничто не забыто» места для техники Победы, к сожалению, не было предусмотрено. И автомобили, защищавшие Харьков, воевавшие за нашу свободу, нынче просто догнивают на свалках. 

Руководитель клуба «СамоходЪ» Александр Осетров рассказывает: «Просто сердце обливается кровью, когда видишь, что уникальная техника, являющаяся неотъемлемой частью истории, исчезает на глазах. Исчезает бесследно и навсегда. Мы, энтузиасты, объединившиеся в клуб, поняли, что если мы сами не спасем эти образцы — этого никто не сделает. Каждый автомобиль, который вы видите на праздничных мероприятиях (вот уже несколько лет наш клуб организует выставки и парады ретро-техники в День города и на 9 Мая) — по-своему уникален. Это — страница истории развития автомобильного транспорта (военного и гражданского), свидетель важнейших исторических событий. Каждая машина реставрирована умельцами клуба, порой так, что от первоначального оригинала даже отличить невозможно. Это кропотливейшая, скажу вам, работа. Вначале мы занимались этим делом сами, в собственных гаражах. Затем нашли единомышленников на 110-м Харьковском авторемзаводе Министерства обороны. Именно там были восстановлены такие замечательные машины как «Катюша», «ЗИС-5» и ряд других. Мы делаем это не для себя — мы делаем это для общества, для будущих поколений, чтобы люди могли погрузиться в ту эпоху, осознать, каково было воинам-освободителям, в каких условиях им приходилось воевать...» 

И действительно, тысячи людей, а особенно дети, даже под дождем подолгу любовались машинами Победы, расспрашивали хозяев, просились за руль, фотографировались. Очень тронуло, когда ветеран, убеленный сединами, подошел к «Виллису», отреставрированному на 110-м авторемзаводе, и слегка дрожащим голосом произнес: «Как тогда... Совсем как новенький...» А потом добавил: «Дайте хоть подержаться, я воевал на таком». Но тут на глаза старика навернулись слезы, и он, желая их скрыть, пошел без оглядки прочь... Члены клуба говорят, что некоторые ветераны-фронтовики просят проехаться, чтобы вспомнить молодость, а некоторые — наоборот, избегают тех страшных воспоминаний... 

Александр Осетров считает, что любовь к технике у множества послевоенных мальчишек — это традиция, рожденная в боях. Каждая машина была «на вес золота» на фронте. Авто берегли как могли. Потому с таким трепетом прохожие в годах останавливались перед той или иной машиной и говорили своим детям: «Смотри, когда я был маленьким, вот на этом грузовике ездил мой отец...» 

Старые новинки Харькова 

Рассказывая об «изюминках» выставки этого года, Александр Осетров не без гордости говорит:


— В этот раз на площади собралось около 50 уникальных машин. У нас в Харькове в этом году появился «Додж 3/4», причем полный оригинал, со всеми родными деталями. Автомобиль очень интересный — восстановлен практически до мелочей. Такие машины воевали в Красной Армии, они поступали по «Ленд-лизу» в большом количестве, использовались для перевозки легких артиллерийских систем. Авто 1944 года выпуска. Это — абсолютная новинка, такие авто, наверное, с войны не бывали на площади Свободы. 

Хозяин «Доджа» Михаил Поколодный рассказывает: 

— Авто полностью восстановлено до оригинального состояния, причем до мельчайших деталей. Практически все детали — родные, все надписи — того времени. Все делалось своими руками. 

Самым сложным в восстановлении оказались колеса: 

— Сейчас такую резину, понятное дело, не выпускают. Пришлось изучить тысячи вариантов, и наконец удача: подошла резина от одного из комбайнов. А все остальное — родное.
Этот автомобиль, скорее всего, в боевых действиях не участвовал, потому, считает владелец, и сохранился так хорошо: 

— По имеющейся у меня информации, он попал в нашу страну из Греции, а туда, в свою очередь, был доставлен во время десанта американских войск. Но, видимо, он там был помещен на хранение. Все таблички — целые, все значки на месте... А вот его «братьям» пришлось повоевать изрядно. Сейчас это — довольно редкая машина, я рад, что мне удалось ее приобрести... 

Автомобиль уникален тем, что является прародителем легендарного «Хаммера», его, если можно так выразиться, прадедушкой. 

Но не только военной техникой гордится «СамоходЪ» — на площади был выставлен и «ЛиАЗ» — автобус, на котором ездили наши бабушки и дедушки. Первый, выпущенный Ликинским автозаводом на базе 155-го ЗИС в 1952 году. А еще на площадь прибыли «близнецы» воевавшей техники, один из которых — мотоцикл завода «ММЗ», выпущенный в 1954 году по образцу 1941 года. Мотоцикл с коляской «скопирован» с немецкого мотоцикла «БМВ-71», в годы войны он показал свою надежность, устойчивость, неприхотливость. Именно поэтому Иосиф Сталин запретил правительственным указом вносить изменения в конструкцию машины, и она выпускалась практически без существенных переделок до 1958 года, находилась на вооружении армии. Именно на таких машинах в годы войны ездили мотострелки, связисты, разведчики. 

Еще один раритет — «ЗИМ»-«ГАЗ-12», машина правительственного образца 1954 года выпуска. Машина интересная: говорят, она принадлежала послу в одной из зарубежных стран и случайно оказалась в Харькове после его возвращения домой. То есть авто с историей. 

Авто с приговором: «металлолом»
 

Две истинных «жемчужины» выставки этого года — мини-джип и кабриолет — самоделки, вышедшие из мастерской ныне покойного мастера Валерия Таранухи. Когда после смерти Мастера эти авто, существующие в одном экземпляре, новые владельцы помещения отправляли на металлолом, «самоходовцы» успели спасти их. Теперь миллионы людей по всей стране имеют возможность знакомиться с уникальными разработками харьковского самородка и его единомышленников во время различных автошоу. И актуальности эти работы не утратили до сих пор.


— Любые самодельные автомобили вызывают большой интерес у специалистов, — рассказывает Александр Осетров, — поскольку там очень много нестандартных решений. А авто «Клуба вечного поиска», созданного в свое время Валерием Таранухой, и вовсе изобилуют гениальными находками. К примеру, российская «Ока» появилась благодаря некоторым разработкам этого харьковского изобретателя, выставлявшегося на ВДНХ, о чем ему с благодарностью сообщили конструкторы автозавода. Эти машины лет на пять опередили время, предвосхитили направление развития автомобилестроения. Они и сегодня поражают своей простотой, надежностью и удобством. Было бы крайне несправедливо, если бы они оказались в металлоломе... 

«Металлическая» тема для автоэнтузиастов — особенно болезненна. Именно на свалке нашел обломки уникального «Опель-Адмирала» 1938 года выпуска Леонид Фокин. Эта трофейная машина, предназначавшаяся для фашистского генералитета, восстанавливалась мастером много лет подряд, пока стала выглядеть так же, как в годы Великой Отечественной. Именно на свалках обзаводились запчастями, а то и целыми машинами владельцы сегодня уже шикарных отреставрированных «БМВ», «Мерседесов» и «Виллисов». 

Чтоб не плакать, потеряв 

На 9 Мая энтузиасты «Самохода» обещают подарить городу встречу с «Мерседесом-230» 1934 года выпуска, бронеавтомабилем «БА-20», выпускавшимся на базе машины «ГАЗ-М»
в 1933 году, и рядом других машин, которые сейчас находятся на стадии востановления. 110-й авторемзавод принимает активнейшее участие в этих работах, в частности возрождает из небытия «ЗИС-5» — легендарный грузовик военного времени и автобус времен Великой Отечественной (на котором в фильме «Место встречи…» ездил Владимир Шарапов), а также приступает к воссозданию уникального «БА-6», вооруженного пушкой. 

По словам Александра Осетрова, сейчас аналогичные «Самоходу» клубы всей Украины объединились во «Всеукраинское историко-техническое общество». Технические и исторические клубы объединяют усилия по сохранению отечественной автостарины, старинного оружия и обмундирования. «Мы не имеем права потерять то, что с таким трудом создавали наши отцы, деды и прадеды», — говорит на прощанье Александр Осетров. И дает команду одноклубникам отъезжать с площади Свободы. Выставка закончена, начинается подготовка к следующей — на днях фестиваль ретро-автомобилей пройдет в Киеве. Именно там «самоходовцы» будут защищать честь нашего города, позиционировать Харьков как мегаполис, где помнят и чтят историю.