Его боготворили. Он лечил без лекарств, скальпеля и даже без рентгеновских снимков. Доктор Касьян говорил: «Рентген – это мои пальцы».

В Харьков Касьян наведывался часто

Харьковчанин Виталий Свирский был близким другом Николая Касьяна более трех десятилетий.
– С доктором Касьяном я познакомился в ноябре 1976-го , когда работал директором-распорядителем в Харьковском академическом театре кукол, вспоминает Виталий Свирский. – Николай Андреевич был в гостях у харьковских друзей и решил посмотреть в театре кукол «Божественную комедию». После спектакля гости собрались у меня в кабинете. 

Доктор Касьян: "Уморился я. Мне тяжело". Факты из жизниС этой встречи и началась дружба. Как-то Виталий Свирский привез к Касьяну в Кобеляки Полтавской области на лечение актеров театра. А они в знак благодарности организовали импровизированный спектакль – «отрывки из «Чертовой мельницы» – прямо на берегу Ворсклы.

– Уставший после ночного и утреннего приемов Касьян достал из багажника столик и раскладные стулья, – вспоминает Виталий Свирский. – Появились колбаса, копченое сало, вобла, свежие овощи, водка и коньяк. Касьян принимал людей бесплатно, но благодарные пациенты щедро одаривали доктора всевозможными «сувенирами».

«Он один работал за огромный госпиталь»


– За долгие годы нашего общения я не раз наблюдал, как работал доктор Касьян. Это был каторжный труд, – считает Виталий Свирский. – Какие нервы и терпение надо было иметь, чтобы из года в год днем и ночью выдерживать осаду тысяч больных на костылях, на носилках, в инвалидных колясках. Только в 1990 году он оказал помощь 41251 больному, половина из них – дети. Это официальные цифры из Книги рекордов Гиннесса. По подсчетам самого доктора Касьяна, за 45 лет через его руки прошли не менее двух миллионов пациентов. Я был с Касьяном во время многих ночных приемов. Без натяжек скажу: он один выполнял работу целого госпиталя, принимая больных по 15-16 часов в сутки. В таком невероятном ритме он жил до конца своих дней. Никто не принуждал его, ни к чему не обязывал. Все это было от сердца, из сострадания.

10 апреля 2012 года Народному врачу СССР, Заслуженному врачу Украины Николаю Касьяну исполнилось бы 75 лет.


На сон у него оставалось три-четыре часа в сутки. Рабочий день начинался в два часа ночи: в это время у него была особая чувствительность пальцев, поэтому он принимал детей. До семи утра трудился в пристройке у себя во дворе. Потом ехал в районную больницу, где ему выделили для двухчасового приема подсобное помещение. А к 9.00 в гостинице «Ворскла» его ждали так называемые «позвоночники» – номенклатурные больные, приехавшие «по звонку». Они же оплачивали номер в отеле. Затем – прием в общежитии для строителей. И в полдень он приезжал на официальную работу – в Лещиновский дом инвалидов, где был главным невропатологом.

Касьян мог и послать


Николая Андреевича возмущало, что медики так часто ошибались. На первый взгляд, касьяновский метод диагностики выглядел примитивно: всего лишь несколько ударов по спине.
Касьяну его дар достался по наследству. Этим искусством обладал известный на всю округу отец Касьяна Андрей Иванович. Отец хотел, чтобы два его сына – Михаил и Николай – тоже освоили семейную методику. Но только Николай пошел по стопам родителя. 

Умер знаменитый врач-костоправ Николай Касьян– Еще с детства Андрей Иванович тренировал пальцы сына: клал в мешок мелкие черепки от разбитых горшков и давал задание собрать сосуд не открывая мешок – на ощупь, – рассказывает Виталий Свирский.

Среди пациентов Касьяна были знаменитости. Как-то Николай Андреевич заметил в очереди народных артистов Михаила Ульянова и Евгения Евстигнеева. «Убей меня – не могу вспомнить их фамилии», – рассказывал позже врач Виталию Свирскому. Выручила смекалка. Касьян вышел и, подражая Сталину, на весь коридор крикнул: «Маршал Жуков и профессор Плейшнер, зайдите ко мне в кабинет!» Очередь оживилась, зааплодировала артистам и пропустила их на прием.

А вот с хамами – независимо от их ранга – у эмоционального и резкого Касьяна разговор был короткий.

– Он их гнал, порой сопровождая крепким словцом, – говорит Виталий Свирский.

Из-за травли хотел покончить собой


– Николай Касьян начал принимать больных в начале 70-х. Но долгое время метод доктора Касьяна официальная медицина признавать не хотела, – говорит Виталий Свирский. – Я был свидетелем тотальной травли народного целителя чиновниками от медицины и правоохранительными органами. Писали анонимки, его проверяли бесконечные комиссии. Однажды он признался жене: «Я, наверное, повешусь. Жить не хочу». После этого жена и сын ходили за ним следом – чтобы ничего не случилось.

Но он не сдался: Касьян не мог отказаться от больных людей, которые ждали помощи. В начале 80-х метод мануальной терапии Касьяна признали официально. Описанная им методика и многолетняя практика легли в основу монографии по мануальной терапии, которую доктор издал в 1985 году. Но только в 2005 году целителю создали цивилизованные условия для приема больных. Возле его дома выросло трехэтажное здание в европейском стиле.

Касьян был тонким лириком


Николай Касьян был не только врачом от Бога. Несмотря на постоянную занятость, он смог опубликовать ряд книг – в основном автобиографических. Он писал и стихи, и на его слова положено несколько песен. Одну из них – «Пiсню про Кобеляки» – исполнил Иосиф Кобзон, с которым Касьяна связывала многолетняя дружба.

– В адрес президента и его администрации не раз приходили ходатайства от общественных организаций, граждан Украины, редакций газет и журналов с просьбой присвоить Касьяну звание Героя Украины. Обидно, но Николай Андреевич так и не дождался при жизни достойной награды, – с горечью констатирует Виталий Свирский.

Из досье «ВХ»
Николай Андреевич Касьян родился 10 апреля 1937 года. Окончил харьковский мединститут в 1964 г. по специальности «санитарная гигиена». Его пациентами были летчики-космонавты СССР Валентина Терешкова, Георгий Гречко, Владимир Ляхов, народные артисты СССР Иосиф Кобзон, София Ротару, Валентина Толкунова. Умер легендарный костоправ 28 октября 2009 года.