Ровно год назад – 30 июня 2011 года – ушел из жизни известный пилот Анатолий Овечкин, который двадцать лет возглавлял Харьковский объединенный авиаотряд.

Харьковский аэропорт выполнял тогда более 330 пассажирских рейсов в день: в Москву, Ленинград, Киев, в столицы союзных республик, крупные промышленные центры страны, в районы области. Открывая навигацию, командир неизменно желал коллективу чистого неба.

В таких условиях летать может только один летчик


Однажды утром много лет назад командиру харьковского авиаотряда позвонил из Киева прославленный ас Александр Покрышкин.

— Анатолий Петрович, выручайте, — попросил он.

— Что случилось, Александр Иванович? — с удивлением спросил Овечкин.

— Срочно вызывают в Москву. Поездом не успеваю, а в Киеве такой туман, что ни один самолет не взлетит. В аэропорту сказали, что в таких условиях летать может только один летчик – вы.

Не помочь легендарному маршалу, трижды Герою Советского Союза было бы непростительно. Во время войны, когда Анатолий учился в летной школе, к курсантам приезжал герой воздушных боев, сбивший десятки фашистских самолетов. Тогда вся молодежь рвалась на фронт, все мечтали быть такими, как он. А теперь сам Покрышкин просит его о помощи…

Видимость и в Харькове была плохой. Летать в таких условиях запрещалось — иначе можно пойти под суд. Но он уже освоил ТУ-134, в котором приборы могут заменить визуальный полет при посадке. Важно, что скажут диспетчеры при подлете. Если видимость не нулевая, сядем — решил Овечкин. Он знал, что любимая машина не подведет. Связался с Москвой. Сообщили, что видимость — 60 метров.

— Летим, Александр Иванович. Рейс на Москву у нас не отменяли. Успеете добраться до Харькова?

— Успею, — обрадовался Покрышкин.

Они взлетели строго по расписанию. Полет проходил нормально. Но чем ближе к столице, тем гуще становился туман. Вынырнули из него уже вблизи взлетно-посадочной полосы. Восхищенный виртуозной посадкой в сложных метеоусловиях, Покрышкин зашел в кабину к пилотам.

— Спасибо. Командир, ты — ас! Мне в таких погодных условиях летать не приходилось… Держи на память.

Он снял с руки свои часы и вручил их Овечкину.

«Да здравствуют харьковские летчики!»


Больше трех десятилетий исправно шли часы Покрышкина. Анатолий Петрович берег их как память о летных буднях, сложнейших полетах в небе России, Молдавии, Украины, Китая. На санитарном По-2 летчик Овечкин спасал людей в Молдавии, доставляя их из разных уголков республики в больницы и госпитали Кишинева, на знаменитых Ан-2 помогал обрабатывать поля, на Ли-2 перевозил пассажиров и грузы в города Украины.

Военный летчик, штурман, радист – он осваивал самолеты Ан-10, Ан-12, Ту-134, Ту-134А. Уже будучи командиром авиаотряда, первым садился за штурвал новой машины, учился управлять ею сам, а потом обучал летный состав. Первым прокладывал воздушные трассы из Харькова в Новосибирск, Целиноград, Томск, Иркутск, Якутск, Ташкент, Архангельск, Калининград, Набережные Челны. Коллектив уверенно вышел в лидеры социалистического соревнования и на демонстрациях из замыкающих районной колонны перешел в лидеры, пропустив вперед только промышленный гигант – завод им. В. Малышева. Колонна только выходила на площадь Дзержинского (ныне Свободы), а из громкоговорителей уже гремело: «Да здравствуют харьковские летчики!».

АН-10 остались на земле


За годы летной работы Анатолий Овечкин провел в воздухе 17500 часов, освоил 21 тип самолетов. Он летал сам и по правилу «Делай как я» учил экипажи судов в Харькове и Китае. Вместо положенных 25 часов в месяц нередко проводил в воздухе по 60, чтобы в совершенстве владеть машиной.

— Многое случалось в моей практике, — вспоминал ветеран. – И двигатели отказывали, и возгорания возникали, были и другие непредвиденные ситуации. Но я никогда не паниковал, помнил правила и инструкции, находил выход. И учил этому молодых.

В мае 1972 года в 12 км от аэропорта разбился Ан-10, выполнявший рейс Москва–Харьков. Погибли все пассажиры и экипаж. Это была не первая авария Ан-10. Точно так же год назад разрушился в воздухе самолет в Ворошиловграде (Луганск), до этого при посадке возникали проблемы с самолетами в Куйбышеве (Самара), Львове. Летчики видели недостатки машины, но их замечания не воспринимали «наверху». Анатолий Петрович опасался, что и на этот раз ведомственная комиссия обвинит в трагедии экипаж. Тем более что возникла версия перегрузки, взрыва на борту. Он пробился к премьер-министру Косыгину и убедил его в необходимости создания правительственной комиссии. Она и выявила ошибки, заложенные в конструкции крыла, которые приводили к катастрофам. При обследовании самолетов авиапарка страны во всех машинах были обнаружены такие же усталостные трещины на стрингерах. Правительственная комиссия приняла решение о прекращении выпуска и эксплуатации самолета АН-10. Они стали кинотеатрами, развлекательными объектами в городских парках.

«Мне предлагали высокие должности...»


Анатолий Овечкин много сделал для любимого города: добился продления взлетно-посадочной полосы для приема самолетов нового класса, строительства жилых домов для личного состава отряда, гостиницы, общежития, базы отдыха, заложил основы аэропорта в Полевой и др.

— Мне предлагали много высоких должностей в разных ныне государствах и городах: в Украине, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Молдавии, Латвии, Казахстане, — рассказывал Анатолий Петрович. — Не согласился. Я — патриот Харькова. И для меня нет города дороже. Жаль только, что не вижу теперь с высоты нашу площадь Свободы, Госпром, стрелку Лопани и Харькова, Полтавский шлях и Сумскую. Они очень красивы, и город наш не похож ни на один другой на земле.

… В начале 70-х годов прошлого века, прокладывая курс для нового самолета ТУ-134, первый рейс он совершил в свой родной Свердловск (ныне Екатеринбург). А в 2011-м на 89-м году жизни вновь полетел на Урал, чтобы увидеть чистое небо. Ему он остался верен навсегда.
     
Справка
Анатолий Петрович Овечкин (1922–2011 гг.). Командир Харьковского объединенного авиаотряда Украинского управления гражданской авиации (1959–1979 гг.). Заслуженный летчик СССР. Отличник здравоохранения СССР. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», орденами Дружбы и Красного Знамени Китайской Народной Республики, почетный гражданин Харькова с 2009 года.