Леонид Исаев возглавлял метро дольше всех в мире

фото: Илья Пшеничный

Леонид Исаев возглавлял метро дольше всех в мире
Ровно 45 лет назад было утверждено проектное задание первой очереди метрополитена в Харькове.
У истоков подземки стоял Леонид Исаев, сначала как ответственный за ход строительства метро в обкоме партии, потом – как руководитель предприятия, возглавлявший Харьковский метрополитен 18 лет. В 2000 году Леониду Исаеву было присвоено звание «Почетный гражданин г. Харькова».

Почти вся трудовая деятельность Леонида Исаева связана с ж/д транспортом. Начинал кочегаром на паровозе  в харьковском депо «Октябрь» ЮЖД. Окончил железнодорожное училище, затем институт инженеров ж/д транспорта. Работал машинистом 1-го класса электровоза, машинистом-инструктором, начальником отдела управления ЮЖД, замначальника Южной.

– 26 апреля 1984 года в 10.10 на коллегии Министерства транспорта меня назначили начальником Харьковского метрополитена. А 26 апреля 2002 года в 10.50 министр транспорта Украины подписал приказ об освобождении меня с этой должности в связи с переходом на постоянную работу в Верховную Раду. Итого, ровно 18 лет и 40 минут я возглавлял харьковскую подземку, – улыбается Леонид Алексеевич.  – Тогда это был самый большой стаж работы на посту начальника метрополитена среди всех 132 подземок мира.

В детстве мечтал стать...  моряком


Родился Леонид Исаев 17 апреля 1937 года в г. Дергачи, там же закончил среднюю школу. Свою первую учительницу – Полину Леонтьевну Попович вспоминает с благодарностью до сих пор. И хотя с успеваемостью в школе у Леонида было все в порядке, но поведение «хромало».

– Все потому, что я всегда и во всем стремился быть первым, быть на виду, – признается он.

С детства Леонид Исаев занимался плаванием и мечтал стать...  моряком. Но поступил в одно из харьковских технических училищ.

– В тот год в Харькове их открылось сразу одиннадцать – готовили и  слесарей, и токарей, и пекарей,  и чертежников, и проектировщиков, – вспоминает Леонид Исаев. – Я поступил в техническое училище № 1 на ХЭМЗе, через год получил  специальность слесаря  по ремонту промышленного оборудования шестого (!) разряда. 

Заставил работать чехословацкий станок


Свое первое рабочее место – на турбинном заводе – и первого бригадира Фильку (так с любовью именовали его рабочие) Леонид Исаев помнит отлично.

– Мне тогда не было и восемнадцати. «Сынок, у нас дядя Вася работает больше 40 лет, у него пятый разряд. Скажи, могу я тебя назначить слесарем шестого разряда? – предложил он. – Давай так: мы тебя проверим. Выполнишь работу – будешь с шестым разрядом, а нет...» –  с улыбкой вспоминает первые слова бригадира Леонид Исаев.

И дали мальчишке трудно решаемую ремонтную задачку

– В цехе барахлил чехословацкий – размером с двухэтажный дом – радиально-сверлильный станок с гидравлическим управлением,  которых ранее в стране не было и опыта их ремонта тоже. А я  сталкивался с гидравликой на практике – на заводе «Гидропривод», – рассказывает Леонид Алексеевич.

Не прошло и пяти часов, как смышленый парнишка явился в коптерку к слесарям: «Принимайте работу». Бригадир не поверил. «Если станок не работает – я тебе этими концами (ветошь, которой слесари руки вытирают)  всю морду раскрашу!» – пообещал он. «А если все нормально?» – не испугался тот. «Тогда – ты мне!» –  говорит.

Взяв слесарей в свидетели, бригадир проверил станок – все работает!

– Протягивает он мне «концы» замасленные, а я руки за спину спрятал. Тогда Филька сам себя по лицу: «Так тебе и надо!..» – смеется Леонид Алексеевич.

Дисциплина была железная


Леонид Исаев стоял у самых истоков харьковской подземки – с 1974 года он работал в отделе транспорта и связи обкома партии и отвечал за ход строительства метро. А 23 августа 1975 года был пущен первый участок первой линии  метро протяженностью 10,5 км с восемью станциями от пр. Московского до ул. Свердлова, в 1978-м – второй участок, до завода «Электротяжмаш». Шло интенсивное строительство линии, связывающей Салтовку с центром города, планировался выход на другие районы. Горожане мгновенно оценили скоростные качества, исключительную надежность и комфортабельность метро и с нетерпением ждали открытия новых станций.

– Дисциплина на предприятии была железная. График движения поездов соблюдался на 99,9% – это был уникальный показатель, – гордится Леонид Алексеевич. – У нас было 3500 работающих, и за 18 лет мы ни одного из них не потеряли, не получили ни одного замечания, не было ни одной ошибки в расчетах в свою пользу...

Леонид Исаев уверен: чтобы спрашивать с других – нужно иметь на это моральное право, поэтому руководитель обязан отличаться повышенной ответственностью, работоспособностью и самоотдачей. Тогда же на метрополитене был разработан кодекс норм поведения и морали.

– Мой рабочий день начинался в 6 утра, заканчивался далеко за полночь, –  рассказывает Леонид Алексеевич. – Каждый день ровно в  6.15 диспетчеры докладывали, как прошла ночь, как начался день, какие задачи им сегодня нужно решить. Это правило не нарушалось, даже когда я уезжал в командировку за границу. Помню, в первый год  работы я обзванивал диспетчеров и речь одного из них показалась подозрительно невнятной.  Задал один вопрос, другой и убедился – нетрезвый. Через два часа тот был уволен. С того момента ни одного человека  мы ни разу не видели на работе пьяным.

Харьковское метро «обошло» столичную подземку


С первого дня работы Леонида Исаева на посту главы Харьковского метрополитена приоритетными направлениями стали автоматика и телемеханика. В середине 90-х, несмотря на финансовые трудности, на предприятии был создан единый диспетчерский центр, который системно управляет организацией работы всего метрополитена. Эту идею руководитель подземки  привез из Бразилии – ничего подобного в то время не было ни в СССР, ни в Европе.

Трижды за последние четыре года перед распадом СССР Харьковский метрополитен получал переходящее знамя ЦК КПСС, которое до этого буквально считанные разы  покидало столичную  подземку.

– А значит наши показатели были гораздо выше, чем остальных метрополитенов Советского Союза, – с гордостью отмечает Леонид Исаев. 

Бывший начальник ЮЖД Николай Конарев, ставший впоследствии министром путей сообщения СССР и хорошо знавший Леонида  Исаева по работе, считал его не просто одним из лучших своих выдвиженцев и соратников, а лучшим начальником метрополитенов Страны Советов.

Из досье «ВХ»
Леонид Алексеевич Исаев более 30 лет избирался депутатом районного, городского, областного советов. Как депутат Верховной Рады IV, V, и VI созывов принимал участие в разработке законопроектов по развитию транспорта, а также местного самоуправления. Почетный железнодорожник СССР. Заслуженный работник транспорта Украины. Почетный член президиума Международной ассоциации метрополитенов. Член коллегии Министерства транспорта Украины и государственного комитета Украины по делам ветеранов, профессор, академик транспортной академии Украины. Имеет награды Украины, православной церкви, зарубежных государств. Полный кавалер ордена «За заслуги».

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей30 марта

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2704.01 грн
10 RUB 4.7419 грн
100 EUR 2906.27 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи