4 ноября работники железнодорожного транспорта Украины отмечают свой профессиональный праздник.

Для главного железнодорожника Слобожанщины начальника Южной железной дороги Виктора Остапчука нынешний, 2012-й год ознаменовался знаковой датой: 35 лет назад он начал свой трудовой путь на ЮЖД. А два года назад получил из рук «отцов города» знак «Почетный гражданин г. Харькова».

«Престиж родного города значит очень много»


Звание «Почетный гражданин Харькова» Герой Украины Виктор Остапчук считает одной из самых значимых для него наград.

– Присвоение этого звания я воспринимаю как оценку вклада всего коллектива Южной железной дороги в развитие города, — говорит Виктор Остапчук. – А для меня это большая честь и огромная ответственность.

Среди построенных или реконструированных железнодорожниками за последнее десятилетие знаковых объектов, ставших «визитными карточками» Харькова, Привокзальная площадь, которая теперь красуется на календарях и буклетах, презентующих Первую столицу, а также вокзалы Харьков-Левада, Лосево-1, Лосево-2, Харьков-Балашовский, Северный терминал станции Харьков-Пассажирский, детский оздоровительный центр «Солнечный», спортивный комплекс «Локомотив» им. Героя Украины Георгия Кирпы.

– Дворец спорта им. Кирпы – это достояние национального масштаба, – не скрывает гордости Виктор Остапчук. – Здесь проводит все «домашние» игры флагман отечественного волейбола – наша команда «Локомотив», а также мини-футбольный клуб. Но мы уступаем свою площадку и представителям других видов спорта, когда они проводят в Харькове турниры самого высокого международного уровня. Ведь для нас престиж родного города значит очень много.

Не случайно именно харьковчане стали первыми пассажирами первого в Украине «Столичного экспресса», первыми получили возможность приобретать железнодорожные билеты через Интернет, отмечает Виктор Николаевич. Именно в Харькове ЮЖД апробировала новейшие технологии, в том числе ввела в эксплуатацию первые в отрасли новейшие экологически чистые установки по переработке мусора и геотермальному отоплению.

– Плечом к плечу с городом мы провели и Евро-2012, получив высшую оценку гостей, – подчеркивает начальник Южной железной дороги.

«Технарь победил во мне гуманитария»


С детства Виктор Остапчук отличался разносторонними интересами. Мечтал быть историком, летчиком, моряком, инженером-железнодорожником.

– В школе я особенно любил историю, литературу и математику, занимался в музыкальной школе, увлекался спортом, – рассказывает почетный харьковчанин. – Но когда пришло время выбирать вуз – технарь победил во мне гуманитария. Я и сейчас по-прежнему люблю историю, классическую и народную музыку, но ничуть не жалею, что когда-то предпочел ХИИТ (так раньше называлась Украинская академия железнодорожного транспорта) историческому факультету университета. Железная дорога стала для меня делом всей жизни. Да и, потом, инженер – одна из самых интересных профессий в мире. Кстати, до революции в Российской империи инженеры путей сообщения считались элитой государства.

ЮЖД называют «государством в государстве»


Вся трудовая деятельность Виктора Остапчука связана с Южной железной дорогой. Начиная с августа 1977 года он прошел путь от мастера локомотивного депо до начальника дороги. Возглавил ЮЖД в мае 2000 года, став, пожалуй, самым ярким представителем «призыва» легендарного министра транспорта Украины Георгия Кирпы.

На тот момент уже был подготовлен приказ о расформировании Южной дороги, но Георгий Кирпа предоставил Остапчуку шанс спасти ЮЖД. Этим шансом тот воспользовался сполна и за короткий срок превратил отстающее предприятие в одну из самых мощных железных дорог страны, «пионера» во внедрении всех новых технологий.

Среди значимых результатов системной работы «южан» под руководством Виктора Остапчука — электрификация участков Харьков–Киев и Полтава–Красноград–Лозовая, пуск скоростных поездов, строительство и реконструкция вокзалов в Харьковской области – в Изюме, Купянске, Краснограде, Люботине, Чугуеве, Огульцах etc.

Но больше всего Виктор Остапчук гордится своим коллективом.

– У нас работают люди разных профессий, и каждый на своем посту понимает, что такое ответственность за порученное дело, – уверен руководитель ЮЖД. – Возглавлять эту команду для меня большая честь.

Южную железную дорогу по праву называют «государством в государстве».

– Мы укладываем новые пути, строим новые тяговые подстанции, вокзалы, жилые корпуса в дорожных детских лагерях и санаториях, мосты, мусороперерабатывающие комплексы и многое другое, – рассказывает Виктор Остапчук. – У нас есть несколько заводов, выпускающих железобетонные, металлические, деревянные, пластиковые конструкции, кирпич и даже бутилированную воду. Есть свои, образно говоря, «министерства» культуры, спорта и здравоохранения, «министерство» по делам детей и молодежи, имеющие солидную базу: дворцы культуры и спорта, больницы, санатории, детские оздоровительные центры… Наше предприятие является градообразующим для многих поселков и небольших городов. Кроме того, Южная дорога – один из крупнейших налогоплательщиков Слобожанщины.

Однако железная дорога является не только локомотивом экономического процветания, но и носителем духовного начала, подчеркивает Виктор Остапчук.

– Еще в 1894 году на месте крушения императорского поезда, которое произошло в 1888 году и известно как чудесное спасение императорской семьи на станции Борки, железнодорожники воздвигли храм Христа Спасителя и часовню Нерукотворного Спаса. Но со временем и храм, и часовня были разрушены. В 2002 году ЮЖД восстановила часовню, благоустроила прилегающую территорию и построила ж/д платформу, – рассказывает Виктор Остапчук. – И это далеко не единственный храм, возрожденный или построенный нашими железнодорожниками. Так что дорога к храму может быть и железной…

Из досье «ВХ»
Виктор Остапчук родился 16 мая 1955 года в г. Магнитогорске Челябинской области. В 1977 году окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта.
Герой Украины. Награжден орденами «За заслуги» III степени и князя Ярослава Мудрого V степени, указом президента РФ – орденом Дружбы. Лауреат Государственной премии Украины в области архитектуры. Заслуженный работник транспорта Украины. Почетный гражданин Харькова и Харьковской области.
В 2012 году баллотировался в Верховную Раду Украины по 177-му избирательному округу. Согласно данным ЦИК, за Виктора Остапчука проголосовали 56,82% избирателей.