История расследования ФИФА в отношении львовских фанатов удивительно быстро превратилась в скандал всеукраинского значения.

Все началось 18 сентября и развивалось стремительно с весьма осторожного заявления вице-президента Федерации футбола Украины (ФФУ) Сергея Стороженко. Он сообщил, что по вопросу проявления расизма в матче сборных Украины и Сан-Марино на «Львов Арене» (6 сентября) было открыто производственное дело ФИФА. Конкретных фактов, которые подтверждали или опровергали это, тогда приведено не было. Затем не прозвучало и авторитетной оценки возможного наказания. Стороженко выступил в роли адекватного и полезного информатора, который, правда, взорвал информационную бомбу.

В это же время в неофициальном сегменте СМИ под видом слухов, толкований журналистов и анонимных источников уже активно распространялась версия о том, что следующий матч сборная Украины проведет в Харькове без зрителей. Но из-за файеров и агрессивного поведения болельщиков. Ажиотаж, интерес болельщиков дал дорогу быстрому продвижению темы и проявлению новых подробностей. Уже через день заголовки и передовицы пестрели заявлениями о разгуле расизма и фашисткой символики на игре во Львове. Говорилось о неких «обезьяньих» звуках в адрес любимого Мироном Маркевичем Эдмара, плакате Дивизия СС «Галичина», характерной растяжке «88» и разных баннерах и кричалках неонацистской направленности. Но, во-первых, нужны весомые доказательства. А во-вторых, вопрос в трактовках, оценках и схеме распространения информации по этой теме.

Традиционно эксплуатировать понятие «фашизм», «нацизм» в отношении всего происходящего в Западной Украине (и зачастую даже без базового знания и представления по этому вопросу в истории Украины и Европы) активно стали СМИ, которым приписывают наличие российского капитала и интересов (а в России подобные скандалы любят: чего только стоит истерия по поводу участка с «фашистким» номером 1488, на котором голосовал кандидат в мэры Москвы Алексей Навальниый). Кроме того, по Львову и его жителям оперативно и даже несколько ожидаемо «проехались» политики разных уровней, которые тяготеют к Востоку.

Но сейчас даже не это здесь главное. Любую новость можно подхватить и толковать как личную позицию или мнение работодателя. Интересно другое. Не имея на руках текста рапорта FARE, официальной позиции ФИФА и достоверной информации об обстановке во время львовского матча, СМИ и политикум, как рядовые болельщики, активно занялись спорами, самобичеванием, обвинениями и взаимными оскорблениями на фоне этой ситуации.

Cуть вопроса далеко вышла за рамки спорта, нарушения регламента проведения соревнований, этики. Информация на раскол общества снова сработала как отлаженный механизм, который не запускается сам по себе. Официального заключениям по событиям во Львове ФИФА не давала (это может произойти в  пятницу). Четких критериев, понятий проявления и наказания фашизма и расизма у FARE и ФИФА нет, как и в целом мерила моральности на трибунах и в самой игре. Все это дает слишком много пространства для самых разных оценок футбольных чиновников и СМИ.

«Комментарии» попробовали без претензионных идей узнать, насколько на самом деле опасно дело ФИФА для ФФУ и сборной Украины, не основываясь на уже распространенных версиях и позиции по этому вопросу Стороженко.

Как сообщил источник в ФФУ, сборной и болельщикам все же стоит беспокоиться. Сейчас в руководстве Федерации футбола тревожная обстановка. В худшем случае Украина может получить штраф в виде лишения трех очков и проведение следующего матча при пустых трибунах. Но этот вариант маловероятен. Скорее всего, ФФУ будет выписан большой денежный штраф и/или один из вариантов условной дисквалификации стадиона. Но даже одно наказание в виде пустых трибун, которое сейчас уже может показаться многим нормальным, будет иметь очень плохие последствия. Это потеря поддержки в решающем матче (а в Харькове умеют болеть) и финансовые убытки из-за невыкупленных билетов.

Источник, приближенный к руководству ФФУ, указал в этой истории на другую важную проблему, которая остается сейчас за кадром. Если Украина понесет наказание, то это будет решением, которое основано не только на аспектах поведения львовских болельщиков, но и целой серии нарушений украинцев в последнее время. Файеры с Англией, снежки с Молдовой, различные претензии к безопасности на стадионах в других играх. То есть скандал возник не во время или после матча против Сан-Марино. У ФИФА и УЕФА уже были претензии к Украине как принимающей стороне. В стране и Федерации как всегда надеялись по-славянски, что «пронесет» и в этот раз.

Стоит понимать, что проблемы существуют на разных уровнях украинского футбола. У ФФУ нет механизмов, чтобы прекратить использование файеров и расистских кричалок на стадионе. Схожие задачи безуспешно пытаются решить в Премьер-лиге и в ПФЛ. Есть вопросы к специалистам, которые работают в комитете ФФУ по безопасности на стадионах и службам по работе с болельщиками клубов УПЛ, где квалификации работников не соответствует поставленным целям. Но самое печальное, что львовские события уже сейчас ударили по имиджу сборной, украинского футбола и страны в целом. А ведь Харьков еще даже не успел отойти от еврокубковой дисквалификации «Металлиста».

Олесь Христюк, Андрей Коваленко