Совместный проект «Вечернего Харькова» и сайтов shoposmo.org и shopochita.org.

«Кто я?»

Жанр: склеротический детектив

Производство: Россия, 2010

Режиссер: Клим Шипенко

В ролях: Александр Яценко, Анатолий Белый, Сергей Газаров, Жанна Фриске.

Бюджет: $1 000 000

Слоган: «Все, что вы вспомните, будет использовано против вас»




Однажды в городе-герое Севастополе один кучерявый молодой человек забыл, как его зовут. Дождливым осенним утром на перроне возле поезда «Севастополь-Москва» его приметили вокзальные милиционеры, и подошли познакомиться. Молодой человек не имел при себе никаких документов, так что подсмотреть свои ФИО ему было негде, а потому знакомство не состоялось.

Таинственного незнакомца отправили туда, куда следует отправлять таинственных незнакомцев, однако и в гостеприимных стенах местного ОВД он сохранял инкогнито – на разнообразные вопросы следователя отвечал, как примерный двоечник: то - «Не помню…», это - «Не знаю…». Что-то с памятью его стало, то ли юношеский маразм, то ли, как более научно выразился призванный следователем на помощь психиатр - диссоциативная амнезия. Память задержанного оказалась крайне избирательной, то есть, в каком году Москва французу была отдана он помнит, дату окончания Великой Отечественной войны помнит, и тексты песен Сергея Галанина зачем-то помнит. А вот с вопросами насчет имени-фамилии, места жительства и откуда в кармане котлета по-севастопольски в сто шестьдесят тысяч украинских денег – это не к нему. Чтобы внести хоть какую-то определенность в это мутное дело, вокзального подкидыша условно назвали Николаем – но это все, чего смог добиться врачебно-правоохранительный тандем.

Можно только посочувствовать следователю и доктору, откуда ж им было знать о существовании другой линии фильма, для зрителя, насыщенной романтикой, крымскими пейзажами и эротическим эпизодом с Жанной Фриске. Из этой другой линии зритель узнает, что забывчивому молодому человеку и вспоминать-то особенно нечего было: до того как впасть в беспамятство псевдоНиколай выдавал отдыхающим на гурзуфском пляже топчаны, а эрудиции ему не вполне хватало на то, чтобы ответить на кроссвордный вопрос «историческая родина оливкового масла, шесть букв, на Гэ начинается».

И можно было бы смело обозвать фильм «Кто я?» некроссвордным словом на все то же Гэ, если бы не довольно неожиданная для данной ленты развязка, недаром таки труп человеческий в начале фильма мелькнул.

А вообще, конечно, забывать о том, кто ты, с какого района и куда направляешься, в наши дни не рекомендуется. Потому как найдутся добрые люди, все объяснят – и откуда ты, и зачем, и куда идешь, и назовут тебя. Причем Николаем – это в лучшем случае.

Эйнар Карасон «Шторм»

М.: «ИД «Флюид», 2008 г.

Припомнить с ходу, а тем более выговорить несколько имен исландских сагистов и сагочниц современнности представляется затруднительным. А посему, данная книга - объект, достойный как минимум любопытства.

Если верить автору, в Исландии, в этой стране ленивых книголюбов, где вовсю действуют социальные программы, полным-полно бездельников, сидящих на шее у государства – отчего бы им и не коротать досуг, почитывая книжки. Кто-то просто ничего не делает, проживая на пособие по безработице, точнее – для безработицы. Кто-то ничего не делает, получая госкредит на учебу - бродит по городу, теша себя пивом и гашишем. А кто-то едет в соседку-Данию, чтобы ничего не делать там за более щедрое, чем на родине вознаграждение из средств датских налогоплательщиков.

В Дании некоторые исландцы садятся на местную диету, предписывающую один раз в неделю воздерживаться от употребления алкоголя - приходится как-то себя заставлять. Ведь раз в месяц нужно еще и ходить на собеседование к соцработнику – с тем, чтобы получить дополнительные законные деньги на занятия спортом или еще какое полезное дело. К примеру, мужчина заявляет, что хочет посвятить себя кинематографии и ему выдают кроны на покупку видеомагнитофона и кассет.

Вот так и живет центральный персонаж романа по прозвищу Шторм, здоровый и трудоспособный мужчина с женой и двумя детьми на иждивении то у одного, то другого государства, в окружении соотечественников-паразитов более мелкого калибра. Нельзя сказать, что роман блещет стилевыми изысками или сюжетными заворотами, зато по прочтении его можно получить некоторое представление о современной исландской литературе, по крайней мере, удостовериться в том, что она существует.

Эти и другие рецензии Марко Баянова читайте на сайтах shoposmo.org и shopochita.org