За стихи россиянина в поддержку Украины власти проверяют на экстремизм. Об этом 41-летний учитель иностранного языка, автор нескольких поэтических сборников из поселка Кромы Орловской области Александр Бывшев написал в украинские СМИ по электронной почте.

Стихи, действительно, очень острые – автор не просто осуждает Россию за ее нынешние действия против Украины, но даже одобряет националистические идеи некоторых украинских политсил. «Вечерний Харьков» связался с опальным автором.

– Александр Михайлович, как родился стих про Украину?

– С ноября прошлого года я написал пять стихотворений, из-за которых и поднялся весь сыр-бор. По мере роста агрессии со стороны России по отношению к Украине ужесточалась и тональность моих строк, потому что Украина мне не чужая. Так появились стихи: «Украине», «Россия vs Украина, или «братская любовь», «Кремль Украине, или несколько слов о «Таежном союзе», «Український майдан», «Українським патріотам». Дело в том, что моя мама – Анна Федоровна Бывшева (урожденная Кириенко) родилась и долгое время жила в Украине – под Щорсом (Черниговская область). С двухлетнего возраста каждое лето я проводил на Черниговщине. Так что эту землю считаю своей второй Родиной и мне не безразлично, что здесь происходит.

– Теперь у вас проблемы с законом? С чего все началось?

– Все началось после того, как я направил в редакцию одной из украинских газет стихотворение, посвященное вступлению Украины в Евросоюз. И как только президент заклеймил «пятую колонну» и разных «национал-предателей», получаю свежий номер районной газеты и глазам не верю. Аршинными буквами на самом видном месте красуется заголовок «Таким «патриотам» места в России нет!». И с первой же фразы понимаю, что это обо мне. «С возмущением мы узнали о том, что на одном из сайтов было опубликовано стихотворение нашего земляка А. Бывшева... Наиболее активная и политически грамотная часть молодежи нашего поселка бьет тревогу. В неспокойное время, когда внешние враги оскалили свои зубы и затаились в смертоносном прыжке, находятся люди, которые подрывают Россию изнутри, действуя, как пятая колонна», – было написано в статье.



Дальше сообщается, что издание обратилось за разъяснением в прокуратуру Кромского района, и прокурор Максим Гришин признал, что в прокуратуру района поступило анонимное заявление на меня в связи с публикацией стихотворения «Украинским патриотам». По его словам, материалы проверки направлены прокуратурой для рассмотрения в центр по противодействию экстремизму УМВД Орловской области. И в конце текста дана характерная ремарка: «Стоит сказать о том, что за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды по признаку национальности, совершенные публично, предусмотрена уголовная ответственность. В соответствии с частью 1 статьи 282 УК РФ это может быть до двух лет лишения свободы». Кстати, на днях в России ответственность по 282-й статье УК была усилена: увеличен предельный штраф и удвоен срок исправительных работ (до четырех лет). 

Пока еще в отношении меня не принято окончательного решения. Что будет дальше, не знаю.

– Кто-то из россиян стал на вашу защиту?

– На днях по «моему вопросу» приезжали в Кромы корреспонденты из «Рен ТВ». Ни один из опрошенных ими на улице земляков не осмелился ничего сказать в мою защиту. Люди либо отказывались отвечать на вопросы, либо говорили что-то несуразное. Кстати, нашлись бдительные граждане, которые позвонили в полицию, чтобы та проверила у подозрительных «гостей» документы. Московских журналистов приняли за украинских шпионов.

– А как к вам теперь относятся коллеги?

– Некоторые учителя, проходя мимо, делают вид, что не замечают, некоторые уже заявили, что не будут со мной здороваться. Кто-то еще здоровается из вежливости, но избегает разговора на «мою тему». Вот такая обстановка сейчас у нас в поселке. Многие избегают попадаться на глаза, дабы их не заподозрили в солидарности со мной. Короче, вокруг образовался вакуум. Но я ни о чем не жалею и не чувствую себя виновным.

Когда стихи «тянут» на уголовное дело?
«Вечерний Харьков» поинтересовался у юристов, нарушил ли Бывшев закон, отослав свои стихи антироссийского содержания в украинское издание?

– По международному праву индивиды могут нести ответственность только за исключительный перечень правонарушений, которые называются международными преступлениями. Этот перечень есть в отдельных международных конвенциях, а также в кодифицированном виде содержится в Римском Статуте Международного уголовного суда. При этом международное право жестко реагирует на деяния, приводящие к межнациональной розни. Однако критика правительства гражданами к подобным преступлениям не относится, а наоборот – является проявлением принципа демократизма (свободы слова) и не может преследоваться. Стихи Бывшева не подпадают под международно-правовую юридическую ответственность, – считает специалист по международному праву, кандидат юридических наук Иван Набоков.

Однако в национальном праве разных стран есть свои особенности, уточняет юрист. Поэтому в некоторых странах закон порой «грешит» нетерпимостью к проявлениям инакомыслия.

При этом анонимное обращение, с точки зрения права, не может быть поводом к возбуждению уголовного дела, хотя его могут принять к рассмотрению соответствующие органы и назначить проверку, отмечает эксперт.

– Существует перечень оснований к возбуждению уголовного дела. Если в результате проверки анонимного письма такие основания будут выявлены, тогда принимается решение о начале уголовного разбирательства, – поясняет Иван Набоков.