Растущие цены на продукты становятся непосильной ношей для социально незащищенных слоев населения.

В Харьковской облгосадминистрации решили бороться с дороговизной при помощи социальных программ, согласно которым часть наиболее востребованных товаров будет продаваться по себестоимости либо с минимальными надбавками.

Как объяснила советник председателя ХОГА по экономическим вопросам Марина  Епишина, покупательская корзина бывает трех видов: социальная, средняя и премиум-класса. На последней и должны в основном зарабатывать розничные сети.

– В социальную группу входят товары, которые покупает основная масса населения: пенсионеры, социально незащищенные люди, многодетные семьи, – говорит Марина Епишина. – Поэтому сейчас необходимо просчитать среднюю стоимость  корзины и проанализировать, по карману ли она людям.

По ее словам, цепочка ценообразования на конечный продукт проста: производитель, поставщик и продавец. Каждый из них делает свою надбавку, в результате цена, по которой потребитель покупает тот или иной продукт, существенно отличается от начальной. Кроме того, нередки случаи, когда какой-то участник цепочки ценообразования устанавливает завышенные надбавки, например 15% вместо 10%.

– Настало время социальных программ, в которых обязаны участвовать и производители, и поставщики, и реализаторы, – считает Марина Епишина. – Так, производители участвуют в создании нескольких брендов –  как социальных, так и премиум-класса. И социальную корзину они должны наполнять по себестоимости или отдавать с маленькой маржой непосредственно реализатору, минуя посредников. Ведь посредники – обычно дочерние предприятия, и фактически одно и то же юридическое лицо дважды накручивает цены на свой товар.

Кроме того, поставщиков, которые устанавливают необоснованно завышенные надбавки, Марина Бориславовна предлагает изживать с рынка, а посредников с корректной ценовой политикой  поощрять.

– Некорректных поставщиков, которые сегодня зарабатывают на трудностях других, нужно призывать к ответственности, фактически наказывать деньгами и изживать с нашего рынка. И таким образом поддерживать совестливых поставщиков, которые понимают, что в такое время вместо прибыли в 20% можно ограничиться и 10%, – давать им больше возможностей поставлять в сети супермаркетов, на рынки, – отмечает Марина Епишина.

С этой целью в ХОГА создана рабочая группа, которая займется разработкой и реализацией подобных социальных программ.