Сейчас фасад Харьковской областной филармонии представляет собой грустное зрелище. Здание много месяцев облачено в строительные навесы и сетки и кажется, что работы здесь завершатся еще не скоро.

Но когда это все-таки случится — перед нами предстанет сооружение европейского класса.

За время своего существования здание филармонии перестраивалось много раз. Помпезный фасад с колоннами, который мы сейчас видим, был на скорую руку сделан в 1930-е годы поверх первоначального, созданного веком раньше, рассказывает директор департамента градостроительства и архитектуры ХОГА Михаил Рабинович. Колонны второго фасада находились в аварийном состоянии еще до реконструкции (внутри лепнины даже сгнило дерево), и его фрагменты падали вниз. Первый фасад здания сделан капитально и на совесть: его стены — до 90 см шириной, и он дожил до нашего времени неразрушенным. По словам Михаила Рабиновича, первый фасад надежен – он так и останется несущей стеной, а на место аварийных колонн установят новые, но такие же по размерам, пропорциям и декору. Сделаны профессиональные обмеры для восстановления всех деталей, и уже идет процесс изготовления новых элементов. Ради исторической справедливости зданию филармонии даже оставят его кривизну: основной бортик фасада немного несимметричен, но новый фасад будет точь-в-точь как прежний. Единственное, что может и измениться  — наполнение фронтона. Там может появиться первое сделанное на нем изображение, которое специалисты пытаются найти в старинных фото и документах.

История здания полностью будет восстановлена и внутри, обещает директор департамента градостроительства и архитектуры. Большой зал филармонии является аналогом зала дворца французских королей в центре Парижа Тюильри. И его не просто ремонтируют, а реконструируют один-в-один с его историческим обликом. По данным Михаила Рабиновича, в здании филармонии работали специалисты очень серьезной фирмы, и их ждали сюрпризы.

— Концертный зал был аварийным, и когда мы начали вскрывать амфитеатр до его первоначальных слоев, нашли уникальные вещи, – говорит архитектор. – Обнаружили, например, что обивка кресел и лож многослойна – ее не меняли, а натягивали одну ткань на другую. Так мы добрались до первоначальной ткани. В филармонии будут воссозданы и ткань, и позолота, и даже люстры. Уже сняты слепки со всех фрагментов, которые можно было снять без повреждений — с лепнины, портретов музыкантов. Они сейчас находятся под ответственным хранением, а  утраченные элементы здания уже изготовлены.

Когда завершится реставрация филармонии, сказать сложно. Пока речь идет только о завершении пускового комплекса — органного зала, который могли бы посещать зрители, а филармония имела возможность заработать хотя бы на отопление. Во временном блоке, который примыкает к входной части справа, в перспективе будут кафе, конференцзал. Все это практически собрано, но если будет решение открыть пусковой комплекс, в этом блоке разместят временную инфраструктуру для зрителей — в частности гардероб. Для завершения пускового комплекса требуется около 40 миллионов гривен — такую сумму ХОГА просит у Кабмина. Михаил Рабинович не сомневается, что реконструкция филармонии обязательно будет завершена.

— Процесс реконструкции органного пока приостановлен, но несмотря на кризис, о теме реконструкции в Киеве знают. В Кабмине лежит наша заявка, в филармонии уже побывало все новое руководство страны. Правительство собирается найти деньги для завершения реставрации. В эту стройку уже вложено много бюджетных средств, и нужно максимально защитить уже созданное — стены зала, в котором находятся очень дорогие акустические панели. При наличии средств пусковой комплекс и благоустройство будут завершены за полгода, — считает Михаил Рабинович.