Слухи о том, что харьковских мужчин забирают в армию прямо на улице, уже который день будоражат город.

О том, что военнообязанным нигде не скрыться от мобилизации, судачат на улицах, в транспорте, магазинах и в офисах, между тем свидетелей «силовой мобилизации», во время которой мужчин силком сажают в машины в общественных местах и везут защищать родину, найти в городе достаточно трудно.

Полемика о насильной мобилизации украинцев началась с постов в соцсетях: несколько дней назад российская журналистка с канала «Россия 24» Алена Кочкина написала на своей страничке в Facebook о том, что украинцев «снимают с автобусов и поездов и отправляют в Нацгвардию». Украинский блоггер Евгений Гендин высмеял девушку, прокомментировав ее пост: «а одна девочка расчесала Манту в голове, и ее забрали в Нацгвардию». Спустя несколько часов тема «Снимите меня в Нацгвардию» получила около тысячи комментариев, юмор которых не знал границ.

Несмотря на всю комичность интернет-поста и его обсуждения, харьковчанам не до юмора, в течение получаса в редакцию «Вечернего Харькова» поступило два сигнала: первый о том, что в одном из супермаркетов на Алексеевке всех мужчин призывного возраста выводили под руки и увозили в неизвестном направлении, второй — о том, что подобным образом вывезли мужское население с Конного рынка.

Дирекция торговой площадки в недоумении, говорят даже не слышали о таком инциденте.

– Подобные басни слышали уже неоднократно по всем районам города, – говорят в дирекции, – у нас на территории рынка точно подобного ничего не происходило, обратитесь в милицию.

В областном управлении МВД в свою очередь тоже разводят руками.

– Никаких заявлений о беспорядках на этой торговой площадке к нам не поступало. Наши сотрудники тоже не проводили там никаких задержаний, – пояснили в центре по связям с общественностью ГУ МВД Украины в Харьковской области.

Последняя надежда пролить свет на происходящее – звонок в областной военкомат.

– Это все слухи — идет нагнетание ситуации, – говорит заместитель военкома Харьковской области Юрий Калгушкин. – Первые подобные сообщения появились в пятницу, люди жаловались, что в нескольких районах города и области мужчин насильно забирают в армию. В то же время одни говорят, что задерживали мужчин, выходящих из метро, другие – что останавливали всех во время выхода из магазина. Мы обратились в милицию, стали сами разбираться в ситуации. Оказалось, что никто не может конкретно назвать номер машины, которая увозила задержанных мужчин, никто не сфотографировал это происшествие, не снял на видео. Все «свидетели» говорят, что просто слышали об этом от знакомых, а те в свою очередь от своих друзей и т.д.

Попытка вычислить свидетеля среди тех, кто обращался в «Вечерний Харьков» только подтвердила слова военкома.

– Мне сказала дочка, сама она происшествия не видела – ей по телефону сказал знакомый, но обращаться к нему за комментариями тоже не стоит, сам он не видел, услышал от друзей, – говорит харьковчанка Ирина.

В военкомате слухи о принудительном методе мобилизации объясняют просто.

– Таким образом определенные силы, пользуясь началом третьей части первой волны мобилизации в армию, пытаются дестабилизировать ситуацию, – констатирует Юрий Калгушкин. – Оповещение, которое сейчас началось в рамках мобилизации, происходит совершенно по-другому – через предприятия и по месту жительства. Представители военкоматов с документами, с повестками мобилизационных предписаний установленной формы с мокрыми печатями приходят либо домой, либо на предприятия в отделы кадров и вручают эти повестки. Работники военкомата могут быть в гражданской одежде или в военной форме. У всех у них есть удостоверение офицера или военный билет сержанта. Не бывает так, чтобы приехали и забрали с пляжа, из метро или в магазине. Оповещение может пройти и по телефону, но в основном вызываем повесткой или предписанием. Если сотрудники приносят повестку, а дома никого нет, они приходят повторно.

Забирать в армию с улицы невозможно еще по одной причине – прежде, чем военнообязанный отправится служить, ему понадобится несколько дней на уточнение личных данных и медкомиссию.

– В повестке указано, когда необходимо явиться в райвоенкомат, в котором человек стоит на учете. Когда человек приходит по повестке, он должен пройти медкомиссию, это займет до трех дней, после этого идет комплектование команд и только после этого мобилизированного отправляют в воинскую часть, – отмечает замвоенкома.

Между тем военные не исключают, что «силовая мобилизация» может быть специально разыграна как спектакль, поэтому и просят горожан не только не паниковать и не доверять слухам, а и помочь вычислить тех, кто распространяет «дезу» или режиссирует лже-задержания.

– Хочется попросить граждан, чтобы в случаях, когда они видят, как мужчин под видом мобилизации забирают с улиц, из магазинов или других общественных мест, харьковчане записали номер автомобиля, который увозит «мобилизированных», сняли этот процесс на видео или сфотографировали и сразу же обратились в милицию или районный военкомат, чтобы мы могли провести полноценное расследование, – обращается Юрий Калгушкин.

«Вечерний Харьков» в свою очередь продолжит отслеживать эту тему и тоже ждет от читателей видео или снимки лже-мобилизации харьковских мужчин. Присылайте: vecherka@vecherniy.kharkov.ua