Организаторы задались вопросом, за что мы любим Харьков, что его портит и как сделать его лучше. К ответам они привлекли специалистов разного профиля.

Идеи хорошо бы свести в программу


28 ноября в ЕрмиловЦентре стартовал проект «Харьков: инвентаризация». Его организаторы – творческие ребята из общественных организаций Urban Forms Centre и «Критическое мышление» – задались целью оценить состояние архитектуры Харькова, обсудить, какими объектами стоит гордиться, какие можно признать наследием Харькова, а какие – считать лишними и не представляющими никакой архитектурной ценности. На мероприятии дали высказаться и маститым архитекторам, градостроителям, реставраторам, дизайнерам, художникам и тем, кому еще предстоит создавать архитектурное лицо города – студентам харьковских творческих вузов.

– Существует много идей о том, каким должен быть Харьков, и каждый из нас делает свои маленькие проекты. Очень хотелось бы инвентаризировать все творческие ресурсы, чтобы соединить идеи в некий организм и понять, каким Харьков является сегодня и каким может быть завтра, – поясняет один из организаторов проекта «Инвентаризация» Василиса Щеголева. –  Участникам предложили выразить эмоциональное отношение к городу, в котором мы живем, и ответить на несколько важных для архитектурной и градостроительной судьбы Харькова вопросов. Так, организаторов проекта интересовало, что нам нравится и не нравится в городе, чего Харькову не хватает.

Крупный минус – отсутствие  скоростных дорог




Один из главных недостатков Харькова – отсутствие на Генеральном плане города скоростных автомобильных дорог, считает руководитель архитектурно-планировочной мастерской в ООО «Институт Харьковпроект» Валерий Пономарев. Все европейские города-миллионники имели систему скоростных автодорог еще в 50–70 годы прошлого столетия, и львиную часть транспортных проблем там решили: по ним может распределиться поток автотранспорта, который растет с каждым годом. В лишенном скоростных дорог Харькове не сегодня-завтра можно ждать серьезных проблем. Схема Харькова такова, говорит специалист, что все кратчайшие пути из удаленных районов города проходят через исторический центр. Поэтому с увеличением единиц транспорта в городе растет количество заторов.  Кроме того, Харьков находится на пересечении глобальных транспортных связей, поэтому город проигрывает Европе и по издержкам: грузовые автомобили, которые приезжают с товарами и сырьем для промышленных предприятий, следуют по историческим улицам, которые недавно отремонтировали, причем на их ремонт было затрачено немало средств.

На смену снесенных памятников не должна прийти пропаганда


Скульптор Николай Ридный занимается объектами публичного пространства, и его волнует судьба харьковских памятников.

– С одной стороны, может показаться, что снос монументов Советской Украине на площади Конституции и Ленину на площади Свободы – два абсолютно разных случая: первый памятник был демонтирован по решению властей в рамках подготовки к Евро-2012, второй был повален по инициативе снизу. Но с архитектурной точки зрения никакой разницы в общем нет: объекты уничтожаются. Я считаю, что памятники должны стоять на своих местах, – говорит Николай Ридный. – Сегодня время радикальных перемен, и мы в каком-то смысле находимся в точке обнуления. Символы старой эпохи исчезают, многое меняется в обществе, но теперь главное, чтобы на смену старых символов не пришли новые. Культура не является инструментом государственной пропаганды, это и не объект украшения, поскольку искусство – это не декорация. Искусство должно стимулировать людей к мыслительному процессу и анализу.

Главный закон для архитекторов – слово заказчика


– Мне трудно говорить о современном Харькове, потому что абсолютное большинство объектов, которые у нас строились с 60-х годов прошлого века, мне не нравятся, – признается действительный член ICOMOS, член-корреспондент Украинской академии архитектуры, начальник проектно-реставрационного отдела института «Укргорстройпроект» Владимир Новгородов. – К сожалению, архитектор всегда идет на поводу у заказчика, не учитывая наработки, которые были созданы предшественниками. Если, например, заказчику нужно высотное здание, вопреки тому, вписывается ли оно в этом место, оно будет построено. Это нивелирует попытки архитекторов как-то оправдать свои решения композиционными связями с соседними зданиями, с попытками увязать масштабы. На самом деле это все от лукавого. Сегодня практически вся чиновничья структура, которая согласовывает проекты, работает не на интересы города и искусство архитектуры, а на заказчика. По-моему, единственный путь, который может привести к результатам, – просто  жить по закону. Еще с советских времен архитекторами наработано огромное количество законов, связанных с сохранением исторического наследия. Я всю жизнь занимался вопросами, связанными с реставрацией архитектурных  памятников, изучением истории архитектуры, и могу абсолютно достоверно сказать, что эти законы хорошие, но их никто не выполняет. Моя знакомая как-то сформулировала: «Закон – это шлагбаум: большой переступит, а маленький под ним пролезет». Так мы и живем.

«Белка не понятно на что намекает»


Переживают за судьбу города и молодые специалисты – они тоже не хотят видеть Харьков безвкусным. 

– Я  не вижу город архитектурно, но как человека смежной профессии меня удручает слабая визуальная культура на улицах, непрофессионализм, многие архитектурные объекты делаются вне контекста города, не говоря уже о контексте мира, – говорит графический дизайнер Илья Павлов. – Как ни парадоксально, но многие харьковские архитекторы побывали за границей и отлично понимают, каким должен быть город, но, к сожалению, не воплощают увиденное в Харькове. Кроме того, меня очень огорчает, когда уничтожаются очень красивые старые объекты. Например, на перекрестке улиц Маяковского и Мироносицкой когда-то был особняк: он обветшал, его обнесли забором, затем разломали. Было бы правильным его сохранить и восстановить, но теперь на этом месте пустырь, который, видимо, ждет разрешительных документов за застройку. Есть очень красивые пустующие здания, которые можно было бы восстановить – например, мельница у «горбатого» моста. Вся художественная тусовка Харькова мечтает создать там арт-центр или мастерские: такие колоритные места должны быть переоборудованы для культурной жизни города.

Многие харьковчане восторгаются метаморфозами, которые в последние годы произошли в парке Горького, а вот дизайнер думает иначе.

– Конечно, парк Горького серьезно технически обновили, но эстетически он стал заметно проигрывать, поскольку то, что нужно было сохранить, разрушено, – делится Илья Павлов. – Например, исчезла старая летняя сцена, которая несла в себе колорит эпохи создания парка, а вместо хорошего памятника Горькому, именем которого назван парк, теперь стоит странная, непонятно на что намекающая белка. Как минимум, это некрасиво. Но меня радует, что в Харькове много специалистов, которые знают свое дело, и я надеюсь, что рано или поздно их работы из мастерских выйдут на улицы.