В прошлое воскресенье в неофициальной театральной жизни Харькова состоялось вполне официальное событие — открытие 3-го городского фестиваля негосударственных театров «Курбалесия». Первым спектаклем «незаконнорожденных» театров стало «Кладбище запыленных солнц» театра «P.S.».

Все в этом мире рано или поздно покрывается пылью — порывы, чувства, желания… И солнце, оно тоже, увы, покрывается пылью. Спектакль молодого режиссера Ивана Бутняка именно об этом. А может быть, о том, что жизнь, к сожалению или счастью, нельзя привести к одному знаменателю — это циклы живого и неживого, естественным путем сменяющие друг друга в природе. А может быть, и о том, куда и зачем мы движемся и есть ли в этом какой-нибудь смысл. Если вас еще интересуют подобные размышления, тогда вы — потенциальный зритель спектакля «Кладбище запыленных солнц».
Постановщик спектакля Иван Бутняк — студент пятого курса режиссерского факультета Театрального института Харьковского университета искусств, в малом зале которого и проходил спектакль.
Как и полагается современному спектаклю, драматургия у него тоже современная — пьеса серба Любомира Горевича. Знакомство режиссера и драматурга тоже произошло современным способом — по интернету. Иван Бутняк прочитал замысел будущей пьесы, заинтересовался, и началась совместная работа с сербским драматургом: «Мы, несмотря на нашу молодость, как-то сразу поняли, что жизнь состоит из солнц, которые покрываются пылью, — поясняет Иван Бутняк, — Покрываются пылью солнца, а вместе с ними и наши мечты, потому что пыль — это неотъемлемая часть жизни. В спектакле мы не пытаемся давать советы по поводу того, как от нее избавиться, потому что это невозможно.
«Кладбище запыленных солнц» — спектакль-анимация, где сцену между собой делят куклы и живые актеры. Именно язык анимации, утверждает играющий в спектакле Виталий Бурлеев, может приблизить зрителя к пониманию идеи, заложенной в самой пьесе.
Отдельный, самостоятельный персонаж спектакля — музыка, которая с самого начала дает психоделический настрой тому, что будет происходить на сцене. Написана она была специально для спектакля харьковской группой «Batfowl». Идея пьесы оказалась близка той музыке, которую делают ребята. Вот и получился, на мой взгляд, вполне удачный брачный союз между постмодернистской пьесой и психоделической рок-группой. По всем правилам хорошего рок-тона никакой «фанеры» на спектакле не было. Музыка игралась «вживую», а музыканты находились прямо в зале, среди зрителей.
Собственно говоря, этим спектаклем и открыл свой сезон после трехлетнего перерыва театр «P.S.», руководит которым режиссер Харьковского театра украинской драмы Степан Пасичник. На афише, под названием пьесы, мелким шрифтом написано — пьеса для пристарелых: «Таким образом, определяется не просто жанр, но скорее, концепт спектакля, — комментирует Степан Пасичник. — Речь идет о прИстарелых. Не в плане, конечно же, биологического возраста. О другом возрасте. Пусть каждый решает для себя сам».
Все в этом мире покрывается пылью. И стать прИстарелым можно как в 70, так и в 16 лет. Может быть, именно пьеса для прИстарелых поможет вам задуматься над тем, как подольше сохранить незапыленность.
Комментарий

Евгений Русабров, театральный критик, председатель жюри фестиваля:
«В этом спектакле не следует разгадывать досконально те символы и метафоры, которые предлагаются, иначе мы просто умерщвляем нечто живое и движущееся и пытаемся остановить его, расчленить, посмотреть, где же там что-то живое, а живого там уже нет. Если буквально трактовать эти метафоры, то мы ступим на неверный путь. Тут язык весь построен на том, чтобы рождать у нас достаточно свободные ассоциации. Все, что предлагают нам режиссер и актеры, достаточно многозначно».


Александр Анничев, театральный критик:
«Это глобальный суицид. Это спектакль-катастрофа, к которой стремится человечество. Очень все четко, ясно, и главное — хорошо сделано. Все символы хорошо считываются. И вообще, когда живой план рядом с куклой — это всегда нечто мистическое. И этой мистики спектакль достиг. Можно с этим соглашаться, можно не соглашаться — но это, безусловно, искусство».