Гость редакции ВХ — начальник Главного территориального управления юстиции в Харьковской области Юрий Георгиевский.

С деятельностью органов юстиции сталкивается каждый


— Юрий Валентинович, здравствуйте! Меня зовут Анатолий Семенович. Хотелось бы понимать, какие направления работы входят в сферу деятельности органов юстиции?

— Прежде всего это вопросы, связанные с предоставлением физическим и юридическим лицам различных услуг в сфере государственной регистрации. В частности, государственная регистрация актов гражданского состояния — то есть услуги РАГС, основной целью работы которых является регистрация самых важных событий в жизни каждого человека: регистрация рождения или смерти, вступления в брак или расторжения брака, изменения имени. В компетенцию регистрационной службы входит государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество и их обременений (отягощений) — например, регистрация права собственности на квартиру, дом, земельный участок, регистрацию сервитута на земельный участок, а также: государственная регистрация юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (или так называемая регистрация бизнеса); госрегистрация (легализация, принятие уведомлений о создании) объединений граждан, общественных союзов и других общественных формирований, территориальных организаций политических партий; регистрация печатных средств массовой информации. Непосредственная реализация первых трех из этих функций осуществляется на уровне городских районных и горрайонных управлений юстиции в Харьковской области через соответствующие подразделения — на сегодняшний день это регистрационные службы.

— То есть контроль за работой регистрационной службы возложен на органы юстиции?

— До реформирования системы органов юстиции контроль за выполнением регистрационными службами возложенных на них функций могли осуществлять только лишь Укргосреестр и областные регистрационные службы, непосредственно подчиненные опять таки Укргосреестру. При этом руководители территориальных органов юстиции фактически были наделены полномочиями лишь по материально-техническому обеспечению таких подразделений. По аналогичному принципу до последнего времени было выстроено и управление системой органов государственной исполнительной службы, отвечающей за принудительное исполнение решений судов и других органов (должностных лиц), которая также входит в состав органов юстиции.

Такая «сложная» система управления (наличие на высшим уровне управления, кроме Минюста, еще двух самостоятельных центральных органов исполнительной власти (Укргосреестра и ГИС Украины) привело к существованию так называемого дуализма в управлении, что на практике подтвердило свою неэффективность, а также оказалось достаточно затратным — приходилось содержать раздутый государственный аппарат.

В январе этого года Кабмин поддержал реформу системы органов юстиции и принял решение о ликвидации Укргосреестра и ГИСа, а выполнение их функций возложил на Минюст. 30 января в Положения о территориальных органах юстиции (как областных, так и районных) внесены существенные изменения, в соответствии с которыми государственная регистрации и организации принудительного исполнения решений судов являются основными задачами и функциями органов территориальных органов юстиции.

Чтобы повысить мотивацию госрегистраторов и госисполнителей, а также предотвратить бытовую коррупцию Минюст собирается внедрить в ближайшее время новую систему вознаграждений для такой категории работников.

Остальные направления деятельности главных территориальных управлений юстиции направлены на работу с отдельными профессиональными группами — нотариусами, арбитражными управляющими, судебными экспертами. Так, ГТУЮ контролирует работу частных и государственных нотариусов в регионе, а также арбитражных управляющих (распорядителей имуществом, управляющих санацией, ликвидаторов), адвокатов и аттестованных судебных экспертов.

Кроме того, в рамках международно-правового сотрудничества ГТУЮ обеспечивает работу регионального представительства правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека.

Также органы юстиции обеспечивают бесплатную первичную правовую помощи через сеть созданных при них общественных приемных.

В новую структуру должны прийти молодые профессионалы


— Добрый день, Константин Павлович беспокоит. В последнее время в прессе появляется информация о том, что и Минюст, и харьковское теротделение проводят открытый конкурс на вакантные должности. Юрий Валентинович, с чем связаны такие изменения в кадровой политике?

— В этом направлении Министерство юстиции Украины действительно провело масштабную работу. Готовность и профессионализм в реализации актуальных реформ смогли продемонстрировать далеко не все сотрудники аппарата министерства и областных управлений.

6 февраля состоялось первое тестирование руководителей областных управлений юстиции, руководителей областных исполнительных и регистрационных служб. Задания проходили 85 человек. За 50 минут им предлагалось ответить на тесты и написать ответы на три открытых вопроса. Следующим этапом стало собеседование с кадровой комиссией, в состав которой входили как специалисты системы юстиции, так и профессиональные менеджеры по подбору кадров. Впервые такая работа была проведена совместно с ведущими мировыми кадровыми агентствами, которые согласились оказать соответствующую помощь бесплатно. По результатам тестов и собеседований 47 руководителей органов юстиции высшего звена были вынуждены покинуть свой пост, а Минюст объявил беспрецедентный конкурс на 47 руководящих должностей по всей Украине.

Кроме того, Минюст объявил конкурс на замещение должности заместителя министра по вопросам европейской интеграции. При этом был ликвидирован ряд квалификационных ограничений. В частности, отменена необходимость наличия опыта работы на государственной службе. Для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей достаточно иметь юридическое образование и опыт работы по специальности – пять лет. Это образец политики кадровой открытости и прозрачности, который доказал свою эффективность в Грузии.

Министр юстиции Павел Петренко во время своего доклада об итогах ста дней работы Кабмина отметил, что госслужащий должен превратиться в человека, который оказывает услуги и является консультантом, помощником. Все мы хотим, чтобы в новую структуру пришли новые люди — молодые, профессиональные, мотивированные и патриотичные, которые смогут работать по новым принципам.

В системе юстиции — полная перезагрузка


— Здравствуйте Юрий Валентинович. Меня зовут Анастасия. Сегодня много говорится о реформах, в частности, органов юстиции. Можете подробнее рассказать о целях и методах проведения этих реформ?

— В реформировании нуждается вся система юстиции Украины. В связи с чем, первоочередной задачей является приближение принципов деятельности территориальных органов юстиции к европейским стандартам прозрачности, открытости, оперативности и ориентации на работу для людей.

Минюстом озвучена амбициозная цель — полная перезагрузка системы юстиции. Основные ее направления — сокращение управленческого аппарата, борьба с бытовой коррупцией чиновников, повышение мотивации сотрудников системы юстиции, переход на электронные сервисы в сфере госрегистрации, предоставление гражданам возможности выбора фронт-офисов для подачи и получения документов в любом удобном для них месте без очереди и ненужной бюрократии.

Инструментом в реализации поставленных целей для Министерства юстиции и его территориальных органов является реализация так называемых пилотных проектов. Это пробные проекты, которые сопровождают трансформационный период работы системы при переходе с одного уровня на другой.

Среди новелл в сфере оказания услуг государственной регистрации на всеукраинском и региональном уровнях следует отметить: введение новых электронных сервисов; расширение сети точек приема документов (благодаря созданию новых субьектов фронт-офисов); возможность сокращения сроков регистрации вещных прав на недвижимое имущество за дополнительную плату.

— А в чем суть онлайн-сервисов и когда они начнут работать?

— Новые онлайн-сервисы — онлайн-выдержка и онлайн-справка — начнут работать в ближайшее время. Они дадут возможность гражданам получать необходимые сведения из Единого государственного реестра юридических и физических лиц-предпринимателей через Интернет. Электронный документ (извлечение или справка) будут формироваться автоматически, без участия регистратора и необходимости письменного обращения заявителя. Полученный документ будет без подписи, но он будет иметь юридическую силу.

Для получения электронной выдержки или справки не нужно будет регистрироваться либо использовать цифровую электронную подпись. Оплата за услугу будет проводиться через платежную карту, которая будет идентификатором лица-заказчика услуги. Получить электронный документ можно будет сразу после оплаты.

Виды онлайн-выдержек и справок являются аналогичными обычным бумажным документам, которые выдаются государственными регистраторами. Каждая онлайн-выдержка или справка имеет уникальный реквизит, при помощи которого можно проверить документ или загрузить повторно. Отличие справки от выдержки состоит в том, что справка будет содержать информацию только о наличии либо отсутствии сведений в Едином государственном реестре субъектов хозяйствования.

Аналогичный механизм онлайн-сервисов будет реализован в ближайшее время и в сфере государственной регистрации имущественных прав — с апреля запланировано внедрение услуги получения в электронном виде извлечения по результатам регистрации, решений об отказе либо приостановлении рассмотрения заявления.

Расширение точек приема документов будет обеспечено путем предоставления полномочий фронт-офисов органам местного самоуправления и центрам предоставления админуслуг в сфере госрегистрации вещных прав и бизнеса, нотариусам — в сфере госрегистрации вещных прав.

Также граждане получат возможность официально ускорить регистрацию имущественного права на недвижимость путем введения дополнительной платы за регистрацию в сжатые сроки. Это тот принцип, по которому сегодня работают и Европа, и страны Востока. Полученные средства будут использованы для выплаты вознаграждения государственным регистраторам.

В чем преимущество онлайн-аукционов?


— Добрый день Максим Сергеевич беспокоит. Юрий Валентинович, слышал, что Харьковщина входит в состав областей, где реализуют пилотные проекты в сфере государственной регистрации и исполнения решений судов. Можете подробнее рассказать о том, как эта работа проводится у нас?

— Сегодня Министерство юстиции внедряет ряд пилотных проектов в сфере государственной регистрации и принудительного исполнения решений судов.

В сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество — это уже известный всем проект «Модельный офис», который работает на базе Регистрационной службы Харьковского городского управления юстиции с октября 2014 года. Этот проект доказал свою эффективность как по снижению количества отказов в реализации регистрационных действий, так и по меньшему количеству времени, необходимому для принятия и обработки документов. Регистратор самостоятельно заполняет заявление, заявителю необходимо только проверить правильность ввода данных. Этот проект впервые реализовал модель работы фронт- и бек-офисов, то есть разделения операций по приему-выдаче документов и осуществлению регистрационных действий.

— Как-то читал в «Вечернем Харькове», что в области внедрена система электронных торгов арестованным имуществом. В чем преимущество онлайн- аукционов?

— Этот пилотный проект был внедрен на Харьковщине чуть более восьми месяцев назад. В сети Интернет все могут видеть лоты, которые есть в системе, участвовать в торгах, создавая конкуренцию друг другу и повышая стоимость лота. Это важно для граждан, чье арестованное имущество продается. Ведь, если полученной от продажи лота суммы хватит, чтобы покрыть долги, например, перед банком, остаток средств будет переходить к прежнему владельцу имущества.

Министерством юстиции по итогам первого полугодия проведения торгов уже проведено нормативно-правовое усовершенствование работы системы онлайн- аукционов. Так, на сегодня введена упрощенная система торговли имуществом, стоимость которого не превышает десять необлагаемых минимумов (1700 грн). В частности, сроки выставления таких лотов на торги сокращены с месяца до недели. Также теперь за такие лоты не нужно вносить гарантийный взнос. Новшеством является введение специальной ставки, а также упрощенная процедура оформления результатов торгов, и полный отказ необходимости обязательного использования электронной цифровой подписи.

По итогам работы этого пилотного проекта в нескольких областях Кабмин было принял решение внедрить его по всей стране.

Личное дело
Юрий Валентинович Георгиевский родился 10 июля 1974 года в г. Марьина Горка Минской области (Беларусь) в семье военнослужащего. В 1991 году окончил харьковскую среднюю школу № 106 . В 1997 году — НЮАУ имени Ярослава Мудрого по специальности «правоведение», получил квалификацию «юрист». С 1997 по 2000 год — обучение в аспирантуре НЮАУ имени Ярослава Мудрого. В 1998 году основал частное предприятие «Юридическое агентство «Легион». С 2000 по 2010 год — ассистент кафедры административного права НЮАУ имени Ярослава Мудрого. В 2012 году избран председателем Апелляционного комитета Федерации футбола Украины. 2012 — март 2014 — помощник-консультант на общественных началах народного депутата Украины. С апреля по октябрь 2014-го — заместитель председателя ХОГА. С октября 2014 года — начальник ГТУЮ в Харьковской области.
Женат, воспитывает двух сыновей.