Массовую утечку мозгов спровоцировали изменения в пенсионном законодательстве, вступившие в силу с 1 апреля.

Пожилые преподаватели отказываются от работы, чтобы сохранить свои пенсии. Массовые увольнения начались в самый неподходящий момент — посреди второго семестра. Ректоры бьют тревогу: заменить опытных преподавателей практически некем.

Так, 62-х преподавателей-пенсионеров уже лишился ХНУ им. В.Н. Каразина, сообщили в вузе. Полсотни человек уволилось и из педуниверситета.

— Ушли доктора, академики, доценты, которые практически незаменимы. Из этой ситуации мы выходим двумя путями: больше половины из них, будучи высоко порядочными людьми, сказали, что закончат учебный год без оплаты, чтобы не пострадали студенты. А остальным находим замены — к сожалению, далеко не всегда равноценные, — рассказывает ректор ХНПУ имени Г.С. Сковороды Иван Прокопенко. — В образовании ведь богатых людей никогда не было. Многие пенсионеры продолжали работать, потому что пенсия и зарплата давали возможность жить нормально. А тут резкий валютный и ценовой скачок плюс снижение доходов — пенсионеры ушли. Очень жаль. Люди не заслужили этого...

Более 130 преподавателей вынуждены были уйти из ХПИ — посреди семестра, чуть ли не со слезами на глазах оставляя студентов. И хоть ситуация в вузе по словам и. о. ректора НТУ «ХПИ» Андрея Марченко, не катастрофическая, уход профессионалов с 40-летним стажем для учебного заведения достаточно болезненен. Да и молодой гвардии будет сложно включиться в работу без опытных наставников.

— Каждый человек индивидуален, и так, как читал лекции ушедший на пенсию преподаватель, — уже никто читать не будет, — говорит он. — Сейчас хотят, чтобы на смену пожилым пришла более креативная молодежь. Но подходить к этому нужно постепенно, а не революционно. К примеру, как быть аспирантам и докторантам, работавшим с людьми, которые ушли? Им ведь будет сложно перестроиться, работая с новыми руководителями.

Кстати, летом в вузе грядет очередная волна увольнений, ведь часть преподавателей- пенсионеров осталась работать лишь до конца учебного года.

Из Харьковского госуниверситета питания и торговли уволились 16 профессоров и доцентов, работавших на полставки. Остальные, по словам ректора ХГУПТ Александра Черевко, решили, невзирая на снижение доходов, остаться.

— Конечно, жаль, что мы их потеряли. Но пока серьезных последствий для вуза это не повлекло — на сегодня преподавателей хватает, — говорит Александр Черевко. — Честно говоря, мы боялись, что многие уйдут, но оставшиеся преподаватели пенсионного возраста (а это 40% преподавательского состава) приняли решение остаться. Люди посчитали, что лучше работать, продлевая тем самым себе жизнь, чем уволиться и потерять здоровье.

В связи с последними изменениями в законодательстве, отныне в период работы на должностях научных работников, госслужащих, прокуроров, судей, народных депутатов вместо ранее назначенных «научных» пенсий им выплачиваются 85% обычной, начисленной в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Если же такой пенсионер увольняется и устраивается работать на любую другую, «ненаучную» должность, ему разрешена пенсия в размере 85% «научной» пенсии, уточняют в ГУ ПФ Украины в Харьковской области.

Так, например, «научная» пенсия на 31 марта 2015 года составляла 2915 грн. Ученому (прокурору, судье и т. д.), работающему по специальности, с 1 апреля выплачивается: 1968 грн. х 85% = 1672,80 грн. (где 1968 грн. — размер пенсии, начисленной в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»). Если же ученый пенсионер работает на другой должности, то с 1 апреля ему выплачивается 85% научной пенсии: 2915 грн. х 85% = 2477,75 грн. В случае увольнения «научная» пенсия возобновляется в полном размере.

— Вот люди и вынуждены выбирать между гарантированной пенсией и работой, и, как правило, отдают предпочтение заслуженному отдыху, — говорит один из «научных» пенсионеров Анатолий Викторович. — Наверняка большинство из них будут работать нелегально, но вряд ли — сеять разумное, доброе, вечное.

«Научные» пенсии могут вернуть
В Минобразования проблему признают, но разводят руками, мол, все вопросы к законодателю.

— Конечно, нам хотелось бы сохранить кадры, но вопросы пенсий — не к МОН, а к законодателю, — говорит глава департамента по высшему образованию Сергей Бондаренко.

В Верховной Раде уже задумались над возвращением научных пенсий. Так, в комитете ВР по образованию заявили, что предложили парламенту вернуть научные пенсии для работающих ученых, поскольку из-за уходов профессоров специализированные ученые советы теряют научный потенциал.