В военные годы харьковчанке Евдокии Гурьевой довелось быть и медсестрой, и гипсовым техником, и санитаром.

Ее военная биография началась во время советско-финской войны и носила еще одно название — Зимняя. В 1939 году после окончания харьковской медшколы Евдокию вместе с другими девушками отправили в дальнюю командировку — как оказалось, на войну. Тогда начали формироваться временные госпитали, которые совмещали лечебно-эвакуационные функции. Эвакосортировочный госпиталь №1026, где работала девушка, располагался прямо в школе.

— Эти годы были очень трудными для всех, кто оказался в то время в холодном лесисто-болотистом краю, среди глубоких снегов и сорокаградусных морозов, — вспоминает Евдокия Степановна. — Жили в брезентовых палатках, которые отапливались печкой, однако в трескучие морозы тепла хватало ненадолго. В госпитале мы старались находиться как можно дольше: дежурили по двое суток, лишь бы не возвращаться «домой» — в промерзшие палатки. Было очень много солдат с сильнейшими ожогами и осколочными ранениями в результате массового применения финнами против советских танков бутылок с зажигательной смесью — коктейлей Молотова.

Военный конфликт завершился подписанием Московского мирного договора. Вернувшись в Харьков, Евдокия недолго наслаждалась мирной жизнью — через несколько месяцев Вторая мировая пришла в СССР. Испытаний на долю Евдокии Степановны, впрочем как и всех женщин-медиков, выпало не меньше, чем солдатам на передовой. Сколько храбрости, мужества, бесстрашия и настоящего героизма они проявили, ежедневно спасая людей, порой ценой собственного здоровья и даже жизни. Раненые и инвалиды, старики и дети, ослабевшим от голода и больные — все они нуждались в помощи медицинской сестры, санитарной дружинницы.

Женщина вспоминает, как под огнем выносили раненых с поля боя, оказывали помощь, а затем эвакуировали в медсанбаты и госпитали. Катастрофически не хватало военных санитаров и носильщиков. Чтобы поощрить далеко не безопасную работу медработников младшего звена, был издан приказ о предоставлении их к правительственной награде. Впервые труд медицинского состава на поле боя официально приравняли к свершению ратного подвига: за вынос определенного числа раненых с их винтовками или ручными пулеметами санитаров и носильщиков награждали медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», орденом Красной звезды или орденом Ленина.

Закончилась война. Страна праздновала День Победы... Однако и в этот раз Евдокии Степановне не довелось в полной мере окунуться в мирную жизнь. В августе 1945-го на Дальнем Востоке началась советско-японская война, куда и был направлен ее госпиталь...

Демобилизовавшись, Евдокия Степановна устроилась медсестрой в детский сад, где и проработала до пенсии.

17 марта 2015 года Евдокии Степановне Гурьевой исполнилось сто лет. Слушая воспоминания этой удивительной женщины о тех далеких и трудных годах, от всей души хочется пожелать ей здоровья, физических и духовных сил.