Энергетические и социальные проблемы Украины обсудили на очередном заседании «теневого» правительства министры-оппозиционеры.

«Энергетическая безопасность – это вопрос номер один»


Энергетическая независимость — одно из основополагающих условий существования страны, уверен премьер-министр оппозиционного Кабмина Борис Колесников.

– Посмотрите, как действуют ведущие страны мира: США, Великобритания, Германия, в которых энергетическая безопасность – это догма национальной политики. Они готовы даже занимать деньги Украине (в условиях дефолта), чтобы обеспечить своих граждан теплом в зимний период. Поэтому все начинается с простого – 42 млн. украинцев должны быть в тепле, с горячей водой, на улицах должно работать освещение, а в подъездах должно быть светло и тепло, - отмечает Борис Колесников.



По словам политика, многие депутаты, члены коалиции, прямо или косвенно поддерживают Энергетический майдан в Ереване, в то время как в Украине нужен свой Энергетический майдан направленный против нынешнего правительства.

– Все члены коалиции забыли, что это они создали правительство, которое подняло тарифы, – говорит оппозиционный вице-премьер. – Я хотел бы обратить внимание на тенденцию последнего времени: все пять членов коалиции критикуют тарифы. Очевидно, они забыли, что сами создали правительство, которое повысило тарифы. Власть должна понимать, что это она привела Украину к дефолту – за полтора года наша страна потеряла все, что имела.

Власть уничтожает угольную отрасль


В оппозиционном правительстве уверяют, что украинская энергетика стала заложницей тяжелейшей политической и социально-экономической ситуации в стране.

– Только с потерей Крыма мы потеряли на шельфе Черного моря от 2 до 5 млрд кубометров газа. А на Донбассе, на Юзовской площадке – до 10 млрд кубометров газа, – отмечает оппозиционный министр топливно-энергетического комплекса Владимир Макуха. – Из-за военного конфликта остановилось значительное количество угольных предприятий. Разрушенная инфраструктура затрудняет поставки энергоресурсов потребителям не только в регионе, но и в целом по стране. И это все усугубляется политически ангажированными непрофессиональными действиями власти в тот момент, когда для управления ТЭК как никогда необходимы грамотные решения. В угольной отрасли был взят курс на закупки угля за рубежом. Уголь поступает к нам из Российской Федерации, Африки, Польши. При этом не принимается во внимание то, что импортный уголь дороже украинского. Его стоимость колеблется от 1800 до 2100 грн за тонну, в то время как украинский стоит 1100 грн за тонну. Кроме того, импортный уголь мы покупаем за валюту, которой у нас катастрофически не хватает, раскручивая при этом инфляцию и стимулируя дальнейшее падение курса гривны.



По словам оппозиционного министра, такая ситуация может привести не только к социальным проблемам, а и к срыву отопительного сезона.

– Темпы добычи энергетического угля сейчас снизились вдвое, соответственно его не хватает на тепловых электростанциях. Это может привести к перебоям в поставках электроэнергии, что особенно опасно в осенне-зимний период, – говорит Владимир Макуха. – Мы начали импортировать электроэнергию из РФ, а еще два года назад мы экспортировали ее в Восточную Европу. Проблемы в угольной отрасли ведут к безработице в шахтерских регионах. Также дефицит энергетического угля влияет на подготовку к отопительному сезону. За оставшиеся три месяца нужно доставить на склады 3 млн. тонн угля, соответственно 800 вагонов ежедневно должны прибывать на станции и разгружаться.

Еще одна проблема, назревшая на энергетическом рынке — рост неплатежей за коммунальные услуги, который спровоцировало повышение тарифов.

– Цена на газ для жителей многоквартирных домов выросла за год более, чем в семь раз. Тарифы на отопление – более, чем в пять раз. Это беспрецедентный рост. В то же время эксперты говорят, что газа внутренней добычи достаточно, чтобы обеспечить им население. На самом деле власть дает заниженную оценку ресурса. Достаточно политической воли руководства страны, чтобы направить добываемый «Нафтогазом» и «Укргаздобычей» газ на нужды населения. Это бы позволило снизить цену в два раза, – отмечает оппозиционный министр ТЭК. – Очевидно, что при таком росте тарифов, когда стоимость услуг составляет больше половины дохода семьи, люди стоят перед выбором – или обращаться за субсидиями, или просто не платить. Многие выбирают путь неплатежей, а это сокращает доходы энергетиков и ухудшает и без того критическое состояние отрасли.

Украинцам не под силу оплачивать коммуналку


Долги за коммунальные услуги у населения будут расти и в дальнейшем, уверены в «теневом» Кабмине, но люди в этом не виноваты, поскольку тарифы слишком высокие.

– Мы настаиваем на том, что нужно срочно ввести мораторий на повышение тарифов, конфискацию жилья из-за задолженности по тарифам, – говорит вице-премьер министр оппозиционного правительства по социальной политике и пенсионной реформе Наталия Королевская. – У людей нет денег, платить нечем. И сумма задолженности составляет 15,4 млдр. грн. Если власть ничего не изменит, то к концу года долги за ЖКХ будут составлять приблизительно 20 млдр. грн.

Бюджет Украины «не потянет» таких долгов, да еще и выплату субсидий. 

– В бюджете на выплату субсидий предусмотрено 22 млдр. грн., и эта сумма, по оценкам экспертов, увеличится как минимум до 30 млдр. грн. Прибавим вышеупомянутые 20 мдр. грн. долгов и получим 50 млдр. грн. бюджетных денег, – озвучивает нехитрую арифметику Наталья Королевская. – В то же время, этих денег хватило бы чтобы в три раза поднять пенсии и тогда люди смогли бы  оплачивать коммунальные услуги, нормально жить и прийти к европейскому стандарту, когда человек из своего дохода платит на оплату услуг ЖКХ не больше 15%.