Национальный парк «Двуречанский» и охотничье хозяйство «Бирюк» судятся за право распоряжаться на землях урочища Заливное.

Около полутысячи гектаров земли вошли в состав Национального парка без изъятия из землепользования, и теперь охотники и сотрудники парка спорят, кто вправе хозяйничать на этих землях.

Можно ли охотиться?


Конфликту хозяйства «Бирюк» и парка «Двуречанский» уже не один год. Дело дошло до суда, несколько слушаний уже позади, но до финала еще далеко. Причем обе стороны считают, что правы именно они.

— Национальный парк Двуречанский был создан указом Президента Украины в 2009 году. Он самый маленький по площади — 3 тысячи гектаров, — рассказывает и. о. директора Национального природного парка «Двуречанский» Максим Высочин. — По закону на этой территории должны проводиться научные исследования, эколого-просветительские и рекреационные мероприятия. Но основная задача для сотрудников парка — охрана территории, а она у нас юридически по-разному оформлена: когда создавался парк, государству была передана часть земель — 658 гектаров Меловых склонов, которые имеют огромную научную природоохранную ценность. Остальная часть территории вошла в состав парка без изъятия из землепользования. Соответственно, вести деятельность там можно, но с ограничениями, которые содержатся в природоохранном законодательстве. Если земля — пастбище, на ней можно пасти скот, если она предназначена для сенокоса — косить траву и т. д.

Именно такая территория и стала яблоком раздора. ДП «Бирюк» считает, что может вести на ней свою деятельность, а в «Двуречанском» настаивают, что охотиться на этих площадях запрещает закон и этот участок необходимо исключить из пользования хозяйства «Бирюк».

— У нас есть все основания считать эту землю национальным природным парком. В проекте границы были четко определены, есть картографические материалы, согласно которым мы устанавливали информационные и охранные знаки. В «Бирюке» же заявляют, что мы делали это незаконно и регулярно ломают их. Кроме того, в прошлом году в урочище «Заливное» служба охраны природно-заповедного фонда поймала одного из представителей охотничьего хозяйства на рубке деревьев. Хотя правоохранители после экспертизы сказали, что деревья не оттуда, и уголовное дело закрыли. В январе этого года сотрудники парка уже задержали с поличным охотников этого хозяйства, убивших на территории парка косулю. Но и это дело было закрыто.

«За животными нужно ухаживать»


В охотничьем хозяйстве от разъяснения своей позиции в данной ситуации отказываются.

— Я буду что-либо комментировать только по окончании судебного разбирательства, — на все вопросы «Вечерний Харьков» ответил директор охотхозяйства «Бирюк» Сергей Александрович.

О требованиях охотников изданию сообщил адвокат Артур Стуликов, представляющий интересы парка «Двуречанский».

— Изначально ДП «Бирюк» требовало, чтобы национальный парк прекратил действия, которые мешают деятельности хозяйства. Но во время прошлого судебного заседания истцы решили уточнить свои исковые требования о том, какие именно их права нарушает парк, — говорит адвокат Артур Стуликов. — Парк, в свою очередь, просит признать недействительным договор о порядке пользования охотничьими угодьями, поскольку ДП «Бирюк» не выполняет функции, возложенные на охотничье хозяйство, то есть: охрану животных, их кормежку и регуляцию популяции. Охотники не совсем понимают свои функции и предъявляют парку требования, которые ограничивают его права по надзору за соблюдением природоохранного законодательства.

Более того, на территории парка заметно сокращается популяция байбаков — животных, занесенных в Красную книгу Харьковской области. И в этом сотрудники парка винят охотников.

— Петли на этих сурков охотники ставят регулярно. На территории парка мы снимали всего пару, но на сопредельных территориях отлов массовый, — уверяет Максим Высочин. — Мы мониторим количество семей сурка, и за десять лет их численность упала в десять раз (было 500 семей, сейчас 56). Восстановить популяцию этих животных сложно, а водятся они сейчас только в Харьковской и Луганской областях. В Великобурлукском районе даже специальный заказник был основан, чтобы сохранить этого сурка.

«Я — байбак!»


На сторону национального парка «Двуречанский» стала общественность. На каждое судебное слушание приходят активисты, готовые бороться за парк.

— Ситуация просто вопиющая — охотничье хозяйство, у которого 30 тыс. га земли, пытается ущемить права самого маленького национального парка в Украине и жалуется, что его сотрудники мешают охотиться на охраняемой законом территории. Мы хотим, чтобы в нашей стране соблюдались законы. Если был указ Президента о создании парка и его охране, то он должен выполняться, — говорит активистка Анна Геращенко.

С некоторого времени ребята приходят на слушание с плакатами с надписью «Я — байбак», а некоторые даже с соответствующим гримом на лице.

— Во время прошлого судебного заседания представители охотничьего хозяйства иронизировали, что никто из зверьков на них не жаловался. Так вот сегодня я и есть этот суслик-байбак, который готов говорить о том, что меня убивают, — поясняет активистка Александра Ляпина.

Следующее заседание — в сентябре
Судья Хозяйственного суда Харьковской области перенес слушание на 4 сентября, поскольку представители ДП «Бирюк» на судебное разбирательство 25 августа не явились.