Гость редакции ВХ – председатель правления Харьковского областного отделения «Комитет избирателей Украины», директор Института свободы и конкуренции Михаил Камчатный.

У избирателя есть право на одну ошибку


– Михаил, здравствуйте. Меня зовут Ольга Павловна. Скажите, когда должны принести приглашение на выборы?

– Приглашения будут готовы за две недели до дня голосования, и в течение двух-трех дней члены участковых избиркомов должны их разнести. Поэтому в почтовые ящики харьковчан приглашения попадут 13-15 октября.

Если вы обнаружите в них неточность, необходимо прийти в соответствующую участковую комиссию или орган ведения Государственного реестра избирателей, который находится в райадминистрациях, и уточнить информацию. Это не касается грамматических ошибок – они исправляются председателем или секретарем комиссии в день голосования на месте.

Если вы приглашение не получили, но принимали участие в прошлогодних выборах, – волноваться не стоит, поскольку ваши данные в списках избирателей есть. Если же вы голосуете по этому месту жительства впервые и приглашение не получили – наведайтесь в органы ведения Государственного реестра избирателей.

– Добрый день. Николай беспокоит. Михаил, что делать, если во время голосования нечаянно испортил бюллетень?

– У вас есть право лишь на одну ошибку. Если вы, например, не там поставили галочку – нужно известить об этом председателя, заместителя либо секретаря комиссии и попросить выдать бюллетень повторно.

– А что будет с испорченным?
– Он гасится согласно закону. Бывают случаи, кода комиссии при подсчете голосов сложно определить – за кого человек проголосовал, например галочку поставил сразу на три клеточки. Тогда комиссия коллегиально принимает решение, считать его действительным или испорченным и кому засчитывать голос. То есть это процесс достаточно открытый, в нем принимают участие все члены комиссии и все видят присутствующие наблюдатели.

Уехал в командировку – лишился права голоса


– Михаил, здравствуйте. Меня зовут Сергей Владимирович. Как проголосовать тому, кто в день выборов находится в командировке в другом городе?

– Это местные выборы, поэтому если человек не находится по месту своей постоянной регистрации либо проживания – то не проголосует.

– А если харьковчанин в день выборов находится на территории области – он может проголосовать хотя бы за депутата в областной совет?

– В этом случае нужно исходить из того, в какие списки избирателей внесены данные человека. Если он знает, что неделю проведет в области, ему необходимо заранее обратиться в орган ведения Государственного реестра избирателей с заявлением и предоставить доказательство того, что в день выборов он будет находиться в таком-то месте. Это может быть командировочный лист либо приказ по предприятию. И только на основании этого данный орган может исключить вас из списка избирателей по месту жительства или регистрации и внести в список по месту пребывания.

– Здравствуйте. К вам обращается Анна Семеновна. Михаил, подскажите, кто имеет право заходить в кабинку для голосования как сопровождающий?

– Человек может зайти в кабинку с сопровождающим в том случае, если из-за физических ограничений не может проголосовать самостоятельно. Но для этого он должен обратиться в комиссию с устным заявлением, что нуждается в посторонней помощи. Сопроводить его может любой избиратель, который находится на этом участке, но ни в коем случае не член комиссии, не наблюдатель, не журналист.

«Рекомендую членам комиссии не подписывать пустые протоколы»


– Добрый день, Михаил. Скажите, можно ли брать с собой в кабинку для голосования мобильный телефон? Меня зовут Денис.

– Брать-то можно, но пользоваться им нежелательно (хотя законом не запрещено). Тем более фотографировать бюллетень нельзя. Если вы заметили, что кто-то фотографирует бюллетень, сразу обращайтесь к председателю комиссии. Тот поставит в известность находящегося поблизости от участка милиционера (на участке он находиться не может). Правоохранители имеют право задержать «фотографа», чтобы выяснить, не попытка ли это манипуляции голосованием.

Есть такая известная форма фальсификации – «карусель». Раньше это происходило так: перед участком от организаторов «карусели» избиратель получал уже заполненный бюллетень. После, получив у членов комиссии чистый бюллетень, он заходил в кабинку и производил обмен, а в качестве подтверждения предъявлял «заказчикам» незаполненный бюллетень, за что получал вознаграждение. Сейчас же благодаря современным технологиям этот процесс усовершенствовался – достаточно сфотографировать собственноручно заполненный в кабинке бюллетень и предъявить фото определенным лицам. А это уже грозит уголовным наказанием.

Я бы рекомендовал не пользоваться мобильными телефонами в кабинке для голосования, чтобы не создать для себя неприятностей.

– А какие еще фальсификации могут быть на выборах?

– В 2004 году появились фальсификации со списками избирателей и с открепительными удостоверениями. Сейчас открепительных удостоверений нет – соответственно, и манипуляций такого рода не будет. Практически невозможно сейчас провернуть аферу и со списком избирателей, поскольку был создан отдельный орган ведения Государственного реестра избирателей и качество списков заметно улучшилось.

Но остается проблема применения админресурса и подкупа избирателей. Есть такие технологии, когда запускается мотивационный элемент: человеку формально предлагают поработать агитатором или наблюдателем, а фактически подкупают его, не требуя взамен соответствующей услуги. И в случае успеха кандидата, после его победы в округе, человеку выплачивается дополнительная «премия».

– И как с этим бороться?

– Достаточно сложно. Чтобы эту сеть прикрыть – нужно внедрить туда своих людей. Этим должны заниматься правоохранительные органы. И делать такие процессы показательными, организаторам давать реальные сроки, чтобы другим неповадно было.

– А насколько возможен так называемый вброс бюллетеней?

– В последнее время такая примитивная форма фальсификации была зафиксирована в районах области либо на отдаленных участках в Харькове. Это возможно сделать при условии сговора всех членов комиссии. Если вы стали свидетелями этого – нужно сразу сообщить правоохранительным органам.

В последнее время стал популярен еще один вариант фальсификации – переписывание протокола. Членов комиссии мотивируют подписать пустой протокол. Так вот я настоятельно рекомендую членам комиссии не подписывать пустые протоколы. За подлог предусмотрена уголовная ответственность – от трех до семи лет лишения свободы.

Зачем нужны выборы в два тура


– Добрый день. Меня зовут Анатолий. Михаил, может ли быть на местных выборах второй тур?

– Второй тур может быть только на выборах городского головы, причем в населенных пунктах с населением более 90 тысяч человек. Чтобы выборы прошли в один тур, кандидат на кресло мэра должен набрать абсолютное большинство голосов – то есть более 50%. В противном случае назначается второй тур голосования, который проходит через две недели. В финал выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Во втором туре побеждает кандидат, набравший большинство голосов.

Для Харькова такая возможность тоже существует. В этом есть как плюсы, так и минусы. Плюс в том, что мы можем не допустить ситуации (как это было на последних выборах в местные советы в 2010 году), когда мэром стал человек, набравший 30% голосов, – это не большинство харьковчан. Аналогичные случаи наблюдались и в других городах. Чтобы выбор был более честным, необходимо все же кандидатам посоревноваться между собой во втором туре и получить вотум доверия большинства харьковчан. Минус же в том, что расходы на организацию выборов удваиваются.

– Как думаете, пойдут люди на избирательный участки второй раз?

– Думаю, что явка будет даже больше, чем в первом туре, поскольку харьковчане прекрасно понимают, что от мэра города завит очень многое.

Какого депутата считать «своим»?


– Михаил, добрый день. Меня Татьяна Викторовна зовут. Если кандидат, победивший в округе, в горсовет все же не попал – к кому в таком случае обращаться со своими проблемами?

– Действительно, люди у нас привыкли считать выбранного депутата «своим».
Но, с другой стороны, мы же выбираем депутата городского совета. И человек, который достоин, по мнению избирателей, попасть в горсовет, должен решать проблемы города в целом, а не только определенной территории. Поэтому нужно, чтобы избиратели подходили к этому вопросу более глобально и понимали: выбранный депутат идет в горсовет не для того, чтобы решить вопрос ремонта дороги или крыши исключительно в их дворе, а чтобы решать общегородские проблемы.

Есть два вида политики. Первый, очень популярный у нас – когда кандидаты подстраиваются под избирателей. Отсюда – гречка, деньги, показуха. Устанавливается детская площадка во дворе дома, в то время как в самом доме течет крыша, лифт не работает. Но площадка – это красиво, и люди на это ведутся.

А есть другой вид политики – соответствующий западному формату. Когда политик приходит и предлагает свою программу развития, не прислушиваясь к «хотелкам» избирателей. И люди начинают задумываться, к чему это может привести. Но, к сожалению, такой формат политика – большая редкость для Украины.

– И все-таки: «наш» депутат не прошел – к кому идти за помощью?

– В чем заключается функция депутата? Например, мэр предлагает свой вариант бюджета – те или иные расходы на следующий год. Депутаты не согласны – мол, в таком-то районе проблемная ситуация, давайте перенаправим эти ресурсы туда, например на ремонт дороги. И мэр идет на компромисс. Вот в чем польза депутата. Если он действительно выполняет свою представительскую функцию, то он сам в первую очередь заинтересован работать с людьми. Если бы я, например, был депутатом, то проводил бы прием в разных районах города, общался с людьми, чтобы понять в комплексе, где и какие проблемы, как их решить.

А с частными проблемами, конечно же, нужно обращаться в исполнительные органы власти и коммунальные предприятия.

– Добрый день. Михаил, сейчас активно борются с так называемыми «гречкосеями». Скажите, разве является нарушением законодательства раздача продуктовых наборов жителям до начала избирательной кампании? Меня зовут Константин Петрович.

– С юридической точки зрения, если это происходило до начала избирательного процесса (который стартовал 5 сентября) – это не являлось нарушением. Но есть этическая и моральная сторона вопроса. Избиратель должен понимать, что ему дают продукты не просто так. Думаю, что эта проблема уйдет навсегда, когда у людей будет высокий достаток и продуктовый набор не будет влиять на их уровень благосостояния.

Личное дело
Михаил Борисович Камчатный окончил ХПИ (инженер-механик-исследователь), а также Харьковский региональный институт государственного управления НАГУ при президенте Украины (магистр госуправления). Cпециалист по избирательным вопросам, эксперт по политическим и информационным технологиям. Основатель аналитического центра Института свободы и конкуренции. Принимал участие в организации независимого общественного наблюдения в Харьковской области на всех выборах, которые проходили в Украине в период с 1999 до 2015 года. Лауреат регионального рейтинга «Харьковчанин года-2010». Женат, имеет сына.