Гость редакции ВХ – координатор компании «Благотворительность в образовании – в законное русло» Елена Нарожная.

«Об этом нельзя молчать!»


– Елена, здравствуйте. Меня зовут Михаил Григорьевич. У меня вопрос по 101-й школе (Фрунзенский район), где учится моя внучка. Классный руководитель передала записку: нужно внести 100 гривен, чтобы внучка могла перейти из 9-го в 10-й класс. Правомерно ли это?

– Конечно, неправомерно. У нас образование по закону бесплатное. Таких требований – за прием детей в школу, за перевод из одного класса в другой – не может быть. Это нарушение. Я рекомендую отправить письменное обращение в Департамент образования горсовета, сделав копию, которая останется у вас с отметкой о принятии. В течение месяца вам обязаны дать ответ. Об этом нельзя молчать. А вы заплатили 100 гривен?

– Конечно. Иначе будут давить на ребенка. Кстати, в записке еще указано, что надо внести до конца октября еще 350 гривен – на ремонт класса, школы, на уборку, и т. д. 99% родителей оплачивают.

– Я рекомендую эти факты зафиксировать на бумаге (от одного  или группы родителей) и обязательно сообщить в Департамент образования горсовета. Как правило, такая ситуация складывается, потому что родители молчат.

– Родители боятся, что это негативно отразится на детях.

– Если вы боитесь, что вашего ребенка обидят, если не доверяете официальным органам власти – обращайтесь к нам. У нас есть группа в «Фейсбуке», которая так и называется «Благотворительность в образовании – в законное русло» -- это движение было создано именно по инициативе родителей. Мы занимается изучением законодательства, мониторим ситуацию в школах. Вместе с вами будем обращаться в департамент образования и как независимая сторона следить за ситуацией, чтобы ваши действия никоим образом не отразились на вашем ребенке. 

Поймите, нужно менять отношение к себе: если родители хотят, чтобы их уважали, не нужно терпеть явления, с которыми они не согласны. Родители – это тоже сторона учебного процесса. Они имеют право обратиться и к учителю, и к  директору, и в органы местного самоуправления. И главная цель родительских комитетов, у которых на данный момент, к сожалению, сформировался имидж собирателей денег,  –  защита прав их детей в процессе обучения в общеобразовательной школе. А вовсе не защита директоров школ и начальников районо. А у нас все наоборот.

«Фонд школы» – это фантом


– Здравствуйте, Елена. Меня зовут Наталья. Что такое «фонд школы», в который с родителей постоянно собирают деньги?

– Школьные фонды, которые на данный момент существуют,  – законодательно абсолютно неурегулированное понятие, о них не упоминается ни в одном нормативно-правовом документе. Нигде не прописаны их функции, возможность контроля, ответственность лиц, которые распоряжаются этим фондом. Вы обратитесь к любому директору школы – он не предоставит вам никаких документов, регламентирующих «фонд школы», в который вы регулярно сдаете деньги без надлежащего оформления.

Зато есть положение о родительских комитетах общеобразовательных заведений, согласно которому те имеют право создавать благотворительные фонды в соответствии с действующим законодательством, в том числе заниматься контролем и распределением благотворительных взносов. Но родительский комитет должен зарегистрировать благотворительный фонд – только тогда он имеет право заниматься сбором денег.

А учителя и директор не имеют право заниматься сбором средств. 

– Получается, что родители вообще не обязаны сдавать деньги в «фонд школы» или детского садика?

– Конечно. Согласно Закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительность – это добровольная бескорыстная помощь. Хотите – платите, не хотите – не платите. Причем вы имеете право оказывать помощь в том размере, в котором желаете, а не в том, который вам навязывают. А у наших родителей перевернулось сознание, поскольку родительские комитеты долго культивировали понятие «фонда школы».

Недавно я общалась с директором полтавской гимназии. У них вся помощь от родителей проходит через зарегистрированный благотворительный фонд. У этого фонда есть устав, счет  в банке. Когда возникает в чем-то потребность – директор пишет на имя главы фонда, а это один из родителей, заявление с просьбой предоставить помощь на такие-то и такие-то нужны. И совет фонда решает, как они будут помогать, где будут приобретать необходимые товары или услуги... Кстати, в этот фонд могут перечислять благотворительные взносы не только родители, но и бывшие ученики и члены территориальной громады.

Школа может выживать не только за счет родителей


– Елена, добрый день. Владимир звонит. Скажите, если благотворительный фонд не зарегистрирован, как правильно должна оформляться помощь школе?

– Есть постановления КМУ № 1222 и № 1295, которые регламентируют порядок приема благотворительной помощи бюджетными организациями.

Постановление № 1222 касается благотворительных взносов, которые предоставляются школе в форме денег. Эти взносы должны быть зачислены на спецсчет, который есть у каждой школы, и информация о нем должна быть в открытом доступе. У вас останется квитанция о перечисленных средствах. 

Если помощь оказывается товарами – необходимо написать заявление на имя директора школы о том, что вы  предоставляете такую помощь. Тот письменным приказом создает оценочную комиссию. Если есть чеки – на их основании составляется акт оценки, нет чека – на основании рыночной стоимости. А затем составляется акт приема-передачи имущества на баланс школы. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию как основание, чтобы поставить благотворительную помощь на приход.

– А что это за спецсчет такой?

– В любом бюджетном учреждении есть два фонда: специальный и общий. Общий – это фонд, в который поступают деньги из бюджета. А специальный – собственные поступления бюджетной организации.  И когда говорят, что родительская помощь –  единственный источник дополнительного финансирования школы, это неправда. Специальный фонд для того и существует, чтобы  зачислялись собственные поступления бюджетного учреждения – например, от сдачи в аренду помещений, от предоставления платных услуг, от продажи имущества (в частности старой мебели), сюда же относятся и благотворительные взносы. В специальный фонд зачисляют и товары, которые благотворительная организация предоставила школе.

– Получается, что каждый родитель, который намерен помочь школе, должен перечислять деньги на этот счет?

– Возможен и вариант, когда деньги от родителей соберет один человек, допустим, тоже родитель (но только не персонал школы) и, согласно Постановлению КМУ № 1222, перечислит их на счет. При этом, в соответствии со ст. 7 п. 4 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (действует с 2012 года), человек, который осуществляет сбор средств в пользу школы, должен действовать на основании договора о публичном сборе средств. В договоре указываются персональные данные того, кто собирает деньги, цели, ответственность, порядок отчетности и т. д.

Хотя в Департаменте образования горсовета, как ни странно, в ответе на наш запрос ссылаются на старый закон о благотворительных организациях, который действовал до 2012 года, и где эта норма о необходимости публичного договора для сбора средств отсутствует. 

– А правомерно ли создание в школах внебюджетных фондов?

– Это запрещено ст. 116 Бюджетного кодекса Украины.

На что идут бюджетные деньги?


– Здравствуйте, меня зовут Анастасия Игоревна. Елена, скажите, выделяют ли государственный и местный бюджеты какие-то средства на нужды школы? И на что именно? Почему с родителей постоянно собирают на ремонт крыши, на подготовку отопительной системы к сезону – замену окон, тестирование системы отопления?

– Согласно Постановлению КМУ № 228 (о составлении сметы каждого бюджетного учреждения), обязательными являются затраты на оплату труда и хозяйственное содержание здания. В гороно мне уточнили, что хозяйственное содержание здания включает только коммунальные платежи, также обязательно финансируется питание.

– А ремонт, получается, не заложен?

–  Вообще-то,  должны быть заложены. Потому что в Законе «Об общем среднем образовании» сказано, что финансирование учебных заведений происходит за счет либо собственника, либо учредителя. У нас учредитель – горсовет, поэтому это его ответственность. Но в мэрии говорят, что денег не хватает.

– А могут родители как-то проследить, на что идут бюджетные деньги  – сколько выделяется конкретной школе, на какие цели и в полной ли мере они реализуются на эти нужды?

– Закон о доступе к публичной информации позволяет каждому гражданину Украины обратиться в органы власти за информацией, находящейся в их распоряжении. Информация по финансированию школ как раз в компетенции городского совета.

На сайте горсовета в разделе «Публичная информация» есть типовая форма запроса. Ответ должен быть предоставлен вам в течение пяти дней. Но при этом очень важно правильно сформулировать свой запрос. Поэтому если у родителей возникнет такая потребность – обращайтесь к нам. Возможно, какая-то информация уже есть у нас или мы вам поможем составить запрос.

Учитель тоже нуждается в поддержке


– Добрый день. Меня зовут Алевтина Михайловна. Елена, согласитесь, ведь если родители в классе примут решение не сдавать деньги, допустим, на ремонт, то давление может оказываться не только на детей, но и на классного руководителя – со стороны директора. Мол, плохо работаешь с родителями – можешь искать себе новое место работы. Как родители могут защитить учителя?

– В школе № 67, например, родители писали письма в гороно в поддержку своего классного руководителя. В любом случае нельзя бездействовать – пока мы будем молчать и бояться вынести сор из избы, ничего не изменится.

Поэтому если есть конфликтные ситуации, которые не удается решить на месте, обращайтесь в Департамент образования горсовета.

– Я слышала, что вы намерены вести какую-то разъяснительную работу для родителей  по вопросам незаконных поборов в школе?

– По инициативе родителей мы собираемся провести своеобразный ликбез для родителей на базе 167-й школы. Но чтобы провести такое мероприятие – нужно уладить много моментов, согласовать с департаментом образования. Пока мы решили, что это будет в рамках общешкольного родительского собрания – нам выделят 10-15 минут, чтобы мы  донесли свою информацию. После чего заинтересовавшиеся родители остаются, а остальные смогут уйти. 

Кроме того, мы планируем проводить семинары для целевой аудитории – именно для заинтересованных родителей, тех, кого тревожит такое положение вещей и кто не готов с этим мириться.

Личное дело
Елена Анатольевна Нарожная родилась в Харькове в 1979 году. В 2001 году окончила Харьковский государственный аграрный университет им. В.В. Докучаева.

С 2001 по 2005 год – учеба в аспирантуре и работа научным сотрудником.

С 2005-го – работа в коммерческой организации в отделах сбыта и снабжения. На данный момент занимается собственным хозяйством по выращиванию ягод.