Харьковскому областному дворцу детского и юношеского творчества в этом году исполнилось 80 лет.

За это время выросло не одно поколение педагогов, воспитавшее не одно поколение детей. А он по-прежнему притягивает к себе юных харьковчан. В чем секрет долгой жизни учреждения, которое пережило голод, войну, смену власти и прочие потрясения?

Хор приезжал к своему педагогу в часть


Заведующая отделом художественно-эстетического воспитания ХОДДЮТ Ирина Лопатина, в чьем ведении находятся  старейшие кружки, считает, что основная причина долгожительства дворца — преемственность поколений.

Я пришла сюда работать 30 лет назад, в 2004 году стала заведующей отделом художественно-эстетического воспитания. И хотя знала работу коллективов, но просто онемела, когда вникла в работу преподавателей, – настолько они энтузиасты своего дела! – признается она.

– Яркий пример – народный художественный коллектив хора «Весенние голоса», ровесник дворца – ему тоже в этом году исполняется 80 лет. Его создатель – Петр Ярещенко в свое время предложил в преемники своего ученика Сергея Прокопова, – рассказывает Ирина Лопатина. – Студент Сергей Прокопов пришел на практику в этот коллектив. Когда его призвали в армию после консерватории – хор сам приезжал к нему в часть. Затем Сергей защитил диссертацию в санкт-петербургской консерватории и вернулся в свой коллектив в Харьков. За 1,5 месяца 25-летнему руководителю удалось восстановить репертуар и провести концерт в органном зале. Чтобы заинтересовать детей, он предложил им придумать язык эльфов, на котором они и исполнили новое произведение, музыку к которому написал друг Прокопова – такой же молодой композитор. Это был настоящий успех. А через год они обнаружили музыку в архивах британских университетов и исполнили ее на английском языке. С этим хором он вырос в профессора, ведущего специалиста хормейстеров. И сегодня возглавляет кафедру хорового дирижирования в ХНУИ им. И.П. Котляревского. А родной коллектив передал своему ученику – Алексею Фартушке.

На открытые уроки приезжали из всей Украины


Во дворце сейчас работают два народных коллектива: «Весенние голоса» и «Скворушка». По словам завотдела, это уникальное явление, когда в одном учреждении сосуществуют два таких разных хоровых коллектива: они совершенно по-разному поют, у них совершенно разная методика преподавания, звукоизвлечения, голосоведения, дыхания. Народный художественный коллектив «Скворушка» возглавляет Юлия Иванова, ученица создателя хора Лидии Шапиро, которая образовала его в 1965 году. Талантливый педагог работала обычным учителем пения в школе №17.

– Она имела два образования (музыкальное и техническое) и сумела удивить пением не только своих учеников, но и коллег. На ее открытые уроки приезжали преподаватели со всей Украины. Дети боялись пропустить ее уроки. Одним словом, если педагог талантлив — к нему будут ходить, –  уверена Ирина Лопатина.

По ее мнению, еще одна уникальность дворца – концентрация талантливых педагогов. Они умеют влюблять детвору в себя, в свою работу и в свой вид искусства. А задача преподавателей-внешкольников как раз и заключается в том, чтобы влюбить ребенка в тот вид искусства, который им преподают.

Дети постоянно ищут новые формы, новые вариации. Они исполняют классику, духовную музыку, украинскую народную музыку, – радуется Ирина Лопатина. –  Сегодня трудно найти в образовательных учреждениях хоровое пение. И задача областного дворца  — его сохранить.

«Народники» не боятся браться за Моцарта


В этом году празднует свое 80-летие и народный художественный коллектив – оркестр народных инструментов. Руководит им уже 48-й год Валерий Городовенко, который принял эстафету еще от родоначальника оркестра Владимира Комаренко – известного просветителя, педагога, музыканта, открывшего несколько музыкальных школ в Украине.

«Народники» с симфоническим звучанием играют Моцарта, Мусоргского и других классиков. Нам позавидовал сам директор Харьковской областной филармонии Юрий Янко. Ему тоже захотелось, чтобы у него работал такой оркестр народных инструментов, – уверяет Ирина Лопатина.

Единомышленников «народники» ищут по всем уголкам и весям: чтобы найти новых самородков, проводят фестивали, причем бесплатные.

– Нам стоило огромных трудов в свое время отстоять этот коллектив. А ведь он играет совершенно серьезную, сложную взрослую музыку! – подчеркивает завотделом.

Родители отстояли дворец


И, конечно, уникальность дворца заключается в родителях. Когда в 2004 году на его месте хотели построить отель, учреждение отстояли родители. Они же заступились за него и в 2006-м, когда коллективы хотели «выселить» за пределы города, мотивируя тем, что дворец областной.

– А еще они делятся успехами детей со своими друзьями, знакомыми, а те потом приводят к нам своих детей, – гордится Ирина Лопатина.

По ее словам, каждый третий ребенок, занимающийся здесь, свое увлечение трансформирует в профессию.

– Многие поступают в академию культуры, музучилище, училище культуры, консерваторию и в театральный, – отмечает педагог. – С подачи бывшего директора учреждения Михаила Макеева было принято решение выдавать выпускникам «Весенних голосов», «Скворушки», оркестра народных инструментов и ансамбля «Счастливое детство» свидетельство об окончании учебы во дворце. Прежде чем получить свидетельство, дети сдают экзамены, куда приглашаются преподаватели из музыкального училища, консерватории. Сдавшие экзамен могут рассчитывать на место в профильном вузе, поскольку репутация коллективов давно не подлежит сомнению.