Гость редакции ВХ — заместитель генерального директора структурного подразделения цирковой компании Украины Дмитрий Лыко.

«Старый цирк — жемчужина отечественного циркового искусства»


— Дмитрий Владимирович? Добрый день. Меня зовут Арина. Слышала, что старый харьковский цирк уникален. Интересно, чем?

— Старый цирк является жемчужиной циркового искусства не только в Харькове, но и в Украине. Он уникален своей историей. Здание Старого цирка было построено в 1906 году на средства харьковского предпринимателя Генриха Грикке. На то время это было одно из самых современных зданий в Харькове. При строительстве использовались передовые технологии начала прошлого века: электрическое освещение манежа, калориферное отопление в зимний период, которое было своеобразно решено: за пределами цирка в ряд стояли огромные печи, и горячий воздух нагнетался в помещения цирка.

— Я слышала, что в преддверие 110-летия Старому цирку грозит уничтожение. Так ли это или эта проблема сильно преувеличена?

— В Министерстве культуры нам говорят, что в результате реорганизации со Старым цирком ничего не произойдет — его просто присоединят к киевской цирковой компании, и мы будем работать как прежде. Но на сегодняшний день реорганизация представляет собой своеобразный телесериал, который начался еще в декабре 2012 года. На одной из коллегий в Министерстве культуры сделали вывод, что ставить номера в стационарных цирках Украины — занятие не из дешевых, и было предложено присоединить наше предприятие к государственной цирковой компании Украины, чтобы на ее базе ставить и усовершенствовать цирковые номера. О решении коллегии нам не сообщили — мы узнали об этом лишь через полгода и оказались в состоянии легкого цейтнота. В этом вопросе нельзя было рубить с плеча. Старый цирк (ГП «Украинская творческая дирекция по подготовки цирковых аттракционов и номеров») с 1975 года существует как репетиционная база Союзгосцирка, а позже украинского цирка на условиях взаиморасчета. Прежде чем затевать масштабную реорганизацию, совсем нелишне было бы выслушать мнение и предложения всех сторон.

— Но давайте уточним роль Старого цирка. Возможно, он уже и не нужен?

— Основная роль нашего цирка — постановка и совершенствование новых номеров и аттракционов, которые цирковая компания распределяет по всем цирковым проектам. Наша дирекция всегда работала по договорам с «Государственной цирковой компанией Украины». Для подготовки новых номеров у нас есть все условия, но чтобы создавать качественный продукт, необходимо финансирование. Между тем в условиях реорганизации, начиная с 1 апреля 2015 года, от Министерства культуры мы не получали средств, хотя продолжаем разрабатывать новые номера. Киевская цирковая компания по договору о сотрудничестве перечислила нам вместо 80 тыс. грн. всего 7 тыс. грн. Как выяснилось, Министерство культуры также выделило нам за II и III кварталы нынешнего года 290 тысяч грн., но они тоже не дошли: потерялись в киевской цирковой компании. Мы не раз обращались с письмами в министерство, но получали лишь отписки.

— Добрый день, Дмитрий Владимирович. Вам звонит Валерия. Слышала о проблемах Cтарого цирка. Как будет работать коллектив после реорганизации?

— На ваш вопрос трудно ответить: нам никто ничего конкретно не объясняет.1 апреля 2015 года прошел первый этап реорганизации — всех сотрудников нашего цирка перевели в киевскую цирковую компанию.

— А за счет чего вы выживаете?

— Чтобы не повесить на двери замок, мы пытаемся заработать деньги сами. На сегодняшний день выживаем за счет доходов от детско-юношеской цирковой студии. Кроме того, получаем доход на основании договоров о предоставлении платных услуг по разработке новых номеров для частных цирковых артистов, которым необходим манеж и специалисты. Но заработанных средств на оплату коммунальных услуг не хватает. На днях родители детей, которые занимаются в цирковой студии, написали письма в Министерство внутренних дел и Генпрокуратуру Украины с просьбой разобраться в статусе здания — на чьем балансе оно все-таки находится и кто его должен содержать.

На здание Старого цирка кто-то положил глаз?


— Дмитрий Владимирович, добрый день. Меня зовут Наталья. А нет ли у вас подозрений, что реорганизацию Старого цирка затеяли потому, что кто-то положил глаз на здание Старого цирка, и вас просто потихоньку выдворяют?

— Это не исключено. Нам об этом конкретно не говорят, но есть ряд подтверждений, что все к этому идет. Здание Старого цирка является памятником культуры и наследия Харькова. При этом Министерство культуры пытается вывести здание из перечня объектов, не подлежащих приватизации. При этом украинская цирковая компания представляет собой своеобразное государственное арт-агентство, арендующее у Национального цирка несколько комнат.

— Дмитрий Владимирович? Здравствуйте. Вам звонит Алексей. Хотелось бы знать, сколько лет существует студия циркового искусства, сколько в ней воспитанников?

— Одна из функций Старого цирка — подготовка новых кадров. Студия была организована в 1998 году, она начиналась с небольшой группы, в которой занимались 25 детей. Сейчас в ней занимаются 150 детей в возрасте от 6 до 18 лет. В этом году мы рискнули и взяли деток с четырех лет. Воздушной гимнастике мы их, естественно, не обучаем, но стараемся показать всю прелесть циркового искусства. У нас работают экспериментальная, младшая, средняя и старшая (основная) группы: их наполнение зависит не от возраста, а от данных ребенка: в основной группе, например, занимаются дети с шести лет. Так, в 2011 году воспитанники нашей студии 12-летний Женя Гавриленко и 10-летняя Катя Рудик попали в финал проекта «Україна має таланти» и в этом же году представили Украину в Швейцарии на детском цирковом Евровидении. В 2013 году наши воздушные гимнасты — восьмилетний Вова Слюсарь и шестилетняя Тина Толстолуцкая — в Варшаве на взрослом международном фестивале завоевали золотую корону, а заодно и приз зрительских симпатий.

Мы не стремимся к тому, чтобы все наши воспитанники стали цирковыми артистами, но немало наших выпускников связали свою жизнь с цирком. Они успешно работают на отечественных манежах, в цирках Франции, Латинской Америки, Китая. Недавно одна из наших выпускниц заключила контракт с канадским Цирком дю Солей.

Харьковчане помогли Старому цирку согреться


— Добрый день. Меня зовут Дарья. Насколько я знаю, на днях Старый цирк завершил акцию «Харьков, согреем Старый цирк». Расскажите, пожалуйста, в чем была ее суть и удалось ли вам собрать нужные средства?

— На сегодняшний день площадь Старого цирка составляет около четырех тысяч квадратных метров. Все помещения мы не утеплим. Чтобы перезимовать, нужно в первую очередь согреть манеж и прилегающие к нему территории: в первой половине дня артисты отрабатывают свои номера, затем репетируют дети студии. В течение трех недель мы проводили акцию поддержки «Харьков, согреем Старый цирк»: воспитанники детско-юношеской студии циркового искусства давали представления, чтобы заработать деньги на новую отопительную систему для тренировочной базы. В программе были номера юных воздушных гимнастов, акробатов, эквилибристов и силовых акробатов. Прибыль от спектаклей будет направлена на приобретение энергосберегающей системы. Мы очень рады, что харьковчане активно нас поддержали. На первом спектакле было не очень много зрителей — вероятно, еще не дошла информация об акции, но на следующих спектаклях зрительный зал был практически полон.

— Скажите, пожалуйста, а сколько средств нужно Старому цирку для функционирования отопительной системы?

— До сих пор в котельной Старого цирка стоит Ланкоширский котел, который был снят с паровоза в 1956 году и переварен под газ. На наши просьбы о замене оборудования в Министерстве культуры ответ был всегда один: «Денег нет». Нам нужно 65 тысяч гривен, и благодаря откликнувшимся на нашу акцию харьковчанами меценатам большую часть средств мы уже собрали.

— Вопрос с отоплением на эту зиму вы практически решили. А как планируете оплачивать другие коммунальные услуги?

— Так же, как и раньше. Будем зарабатывать: большая часть средств поступает от ежемесячной оплаты родителей воспитанников детско-юношеской студии циркового искусства и контрактов с частными артистами по договорам на разработку номеров. Кроме того, нам помогают спонсоры.

Для белых мишек делали ботинки в НИИ протезирования


— Добрый день, Дмитрий Владимирович. Вам звонит Анна Сергеевна. Меня интересует, как перезимуют в Старом цирке четвероногие артисты?

— Сейчас в Старом цирке содержатся бурые мишки Аня и Катя, две лошади, зебра, ослик и группа королевских пуделей. Мы постарались устранить в помещениях с животными сквозняки, оббили стены пленкой. К счастью, животные, которые у нас содержатся, приспособлены к небольшим плюсовым температурам, которые мы им обеспечили.


Личное дело
Дмитрий Владимирович Лыко родился 14 октября 1962 года во Львовской области. В 1979 году окончил школу в Крыму. В 1988-м завершил обучение в Харьковском государственном институте культуры, в 2014-м — в Киевском национальном университете им. Карпенко-Карого. С 1988 г. был художественным руководителем ДК Управления Министерства внутренних дел в Харьковской области. С 2005 г. работал педагогом в студии актерского мастерства и художественно-постановочной части Украинской творческой дирекции по подготовке цирковых аттракционов и номеров, в 2011 г. был назначен на должность замдиректора УТД, с 1 апреля 2015 г. занимает должность заместителя генерального директора структурного подразделения цирковой компании Украины. Женат.