Гость редакции ВХ — ректор Украинского государственного университета железнодорожного транспорта, доктор технических наук, профессор Сергей Панченко.

Выпускники университета всегда востребованы


— Добрый день, Сергей Владимирович. Меня зовут Александр Алексеевич. В этом году мой сын собирается поступать в университет железнодорожного транспорта. Расскажите, пожалуйста, о материально-технической базе вуза.

— Обучение студентов в нашем университете проходит в четырех учебных корпусах на шести факультетах. В учебном процессе задействовано 38 кафедр, из которых 24 выпускающих, 27 компьютерных классов и 75 лабораторий, причем 17 из них научные — которые сертифицированы, то есть имеют возможность проводить исследования в разных областях науки. На сегодняшний день лаборатории такого уровня в стране можно сосчитать по пальцам.

Университет железнодорожного транспорта готовит специалистов будущего


— А какие педагоги преподают в университете?

— Наш университет был основан в 1930 году как институт инженеров транспорта. За эти годы вуз несколько раз повышал свой статус и в 2014 году стал университетом. На сегодняшний день в коллективе работают 458 преподавателей, из них 73% имеют научную степень кандидата наук или доктора наук. В вузе действуют четыре специализированных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, которые охватывают восемь специальностей. Только за последние четыре года мы подготовили и защитили больше 50 кандидатов наук и шесть докторов наук.

— Выезжают ли преподаватели и студенты вуза на стажировку на предприятия?

— Наши преподаватели проходят стажировку на передовых предприятиях отрасли с целью сбора и анализа научных данных в рамках научных тем. Что касается стажировки студентов, то на предприятиях есть 24 филиала наших кафедр, в частности на ЮЖД, «Стальэнерго», «Желдоравтоматике», где студенты изучают новую технику, ее производство и обслуживание. К слову, в стенах университета мы даем студентам возможность получить не только основную, но и рабочую специальность. После окончания учебного года предусматривается три вида практики: технологическая, производственная и преддипломная. Кроме того, в университете существуют студенческие стройотряды, которые работают на железных дорогах — на Южной, Одесской и Приднепровской.

Высокоскоростные магистрали нужно организовывать по французскому опыту


— Сергей Владимирович? Добрый день. Меня зовут Олег, хочу поступить в ваш вуз, меня интересуют IT-технологии. Скажите, насколько широко они используются в вашей отрасли?

— Безусловно, наши студенты проходят обучение и IT-технологиям. Информационная составляющая в работе современных предприятий железнодорожного транспорта играет огромную роль. Для безупречной работы всех систем необходим сбор данных, их анализ и принятие оптимальных решений — прежде всего с точки зрения управления предприятием и его безопасности. Так, на сегодняшний день с помощью микропроцессорной системы осуществляется управление и пассажирскими, и грузовыми поездами. IT-технологии используются, в частности, для отслеживания нахождения груза. Таким образом предприниматель может в любое время узнать, где находится его товар.

— Насколько востребованы ваши выпускники?

— Железные дороги — это артерии страны: это важная составляющая и экономики страны, и практически любого производства во всех отраслях, поэтому наши выпускники востребованы. За последний год мы смогли трудоустроить 76% выпускников бюджетной формы обучения и около 60% выпускников-контрактников.

«I чужому навчайтесь, i свого не цурайтесь»


— Здравствуйте, Сергей Владимирович. Меня зовут Борис. Скажите, перенимают ли ваши преподаватели опыт западных коллег?

— Конечно, мы перенимаем опыт: обучаемся дистанционно, изучаем научные работы зарубежных коллег. В рамках интеграции в европейское пространство одним из самых важных для нас проектов является Теmpus. Программа дала возможность педагогам пройти стажировку в хороших европейских университетах — изучить их опыт, научные и практические разработки, методы изложения дисциплин, а также ознакомиться с работой передовых транспортных предприятий — прежде всего на французской, польской, латвийской железных дорогах.

В Украине появятся специалисты по скоростным магистралям


— Наверное, для студентов университета престижно получить европейское образование?

— Наша система обучения ничем не хуже европейской. Как говорил Тарас Шевченко: «I чужому навчайтесь, i свого не цурайтесь». Я считаю образование за рубежом не более качественным, а более престижным: оно дает возможность устроиться на работу в Европе.

— Но разница в принципах обучения, наверное, все-таки есть?

— Европейское образование принципиально отличается от нашего более тесной связью с производством: в европейских вузах намного больше, чем у нас, лабораторных испытаний и практических занятий на установках, которые используются на производстве. Глобальных противоречий в образовании нет — есть разница на уровне методологии: студенты европейских вузов получают более узкую и более направленную, чем у нас, специализацию. При этом в развитых и передовых университетах США и Англии с 2011 года все более прослеживается тенденция к увеличению блока гуманитарных наук. Расширение кругозора позволяет будущему инженеру принимать всесторонние решения, творчески подходить к процессу конструирования.

Как стать европейским магистром


— Здравствуйте, Сергей Владимирович. Вам звонит Игорь. Я — ваш будущий абитуриент. Можно подробнее узнать о европейской программе Tempus?

— Проект подразумевает обучение студентов по программам, которые были разработаны нашими преподавателями и коллегами из других стран. В программе Tempus участвуют семь вузов и четыре железнодорожных предприятия из пяти стран: Франции, Латвии, Польши, Украины и России. В созданный консорциум вошли представители вузов и предприятий железных дорог. В рамках проекта группы специалистов разработали 23 модульные программы обучения. Наш вуз разрабатывал и являлся референтом трех модулей — они связаны с высокоскоростными перевозками пассажиров.

В Украине готовятся к появлению высокоскоростного движения


— Интересно, а как оценивают уровень украинских магистров французские специалисты?

— Защита дипломов была публичной — она транслировалась онлайн, в виде конференции. Французские коллеги давали только положительные оценки, часть работ была признана выполненной на очень высоком уровне. Я очень надеюсь, что так будет продолжаться и в дальнейшем. К слову, в этом году мы набрали на обучение по программе Tempus четыре группы студентов.

Половина поездов в Украине станут скоростными


— Добрый день, Сергей Владимирович. Вам звонит Алексей. А каково будущее высокоскоростного движения в нашей стране?

— Мы медленно, учитывая ситуацию в стране, но все-таки идем к скоростному движению. Пункты обслуживания и участки, подготовленные к эксплуатации подвижного состава, уже в какой-то степени ориентированы на скоростное движение. В программе правительства и «Укрзалiзницi» — в течение этого года довести соотношение пассажирских и скоростных поездов к пропорции 50 на 50.


Личное дело
Сергей Владимирович Панченко родился 1 июля 1966 года в с. Зидьки Змиевкого района Харьковской области. В 1990 году с отличием окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». Трудовую деятельность начал в 1990 году начальником ЭВМ кафедры «Автоматика и компьютерные системы управления» ХИИТа. С 2013 года — ректор УкрГАЖТ (сейчас — УкрГУЖТ). Действительный член Транспортной академии Украины. Почетный железнодорожник, Почетный работник транспорта Украины, Отличник образования Украины. Награжден Почетной грамотой Верховного Совета Украины. Женат. Имеет сына. Хобби: охота, рыбалка и езда по бездорожью.