А также станция метро «Зеленая роща» и улица Владимира Великого. До 21 мая в Харькове переименуют 50 улиц, несколько скверов, четыре станции метро и четыре района. 

Эпопея с переименованиями должна завершиться до 21 мая. Как объяснил начальник управления внутренней политики Департамента массовых коммуникаций ХОГА Игорь Исаенко, до 21 ноября 2015 года решение по переименованию объектов топонимики должен был принять городской совет, с 21 ноября по 21 февраля – городской голова. Затем в течение трех месяцев – до 21 мая судьбу тоталитарных символов решает облгосадминистрация.

Таким образом, во исполнение Закона Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режимов и запрет пропаганды их символики» в Харькове предстоит переименовать еще полсотни улиц, скверы, парки, станции метро и четыре района.

– Украинский институт национальной памяти подтвердил список этих топонимов. Поэтому сейчас наша задача обсудить новые названия, которые предложены общественниками и депутатами, и представить варианты рабочей группе ХОГА. До 21 мая окончательное решение должен подписать председатель ХОГА, -- пояснил Игорь Исаенко.

Фрунзенский все же станет Немышлянским?


Так, например, Октябрьский парк предлагается переименовать в Удянский, сквер «Дворец пионеров» – в Юношеский; станции метро «Метростроителей им. Ващенко» -- в «Метростроителей», «Площадь Восстания» – в «Защитников Украины» (в районе этой станции должен появиться одноименный мемориал) или «Национальной гвардии» (рядом находится Национальная академия Нацгвардии Украины), «Пролетарская» – в «Чугуевскую», «Зеленую рощу», «Роганскую» или «Восточную».

Придется все-таки сменить имена и Коминтерновскому, Червонозаводскому,  Фрунзенскому и Октябрьскому районам, которые городские власти оставили, снабдив их новой историей.

– Согласно разъяснению органа исполнительной власти Украинского института национальной памяти,  они подлежат переименованию, – говорит историк, координатор Харьковской топонимической группы Мария Тахтаулова.

Общественники предлагают именовать Фрунзенский район  Немышлянским, Октябрьский – Новобаварским, Червонозаводский – Основянским, а Коминтерновский -- либо Петинским, либо Европейским. 

Процесс переименования продолжается и в области


Как сообщили в управлении внутренней политики Департамента массовых коммуникаций ХОГА, в Харьковской области, согласно реестру Украинского института национальной памяти, рекомендуется переименовать 102 населенных пункта, из которых новые названия получили 64.


Жуковым займутся после майских


Повторная смена имени ждет и некоторые улицы, например Иванова, Калинина (и два одноименных въезда); Советская (и въезд), Спартака (и Спартаковский переулок).

– Улица Радянская была переименована в Раднянскую. Это мотивировалось тем, что в списке улиц 1936 года фигурирует это название, – рассказывает Мария Тахтаулова. – Однако в списках улиц 1916, 1925, 1927, 1937, 1938 годов это название не встречается. Скорее всего, это была просто опечатка.

Что касается улиц Иванова и Калинина, то, по словам историка, после предыдущего «переименования» Иванов Андрей Васильевич стал Ивановым Виктором Евгеньевичем (физик-экспериментатор, работал в ХФТИ), а  Калинин Михаил Иванович стал Калининым Константином Алексеевичем (авиакоструктор и пилот, работал на ХАЗе ).

– Институт национальной памяти объяснил, что это не является переименованием, – отмечает Мария Тахтаулова. – Так как рядом улица Ярослава Мудрого, есть предложение поддержать топонимический ансамбль улицей Владимира Великого.

Улице Калинина общественники предлагают вернуть историческое название – Коротычанская. А два одноименных въезда назвать Гранивским (село в Дергачах) и Миронивским (поселок в Харьковской области).

– Получится географический ансамбль населенных пунктов области, – объясняет такой выбор Мария Тахтаулова. – Спартаковский переулок, который находится в центре города,  можно назвать  Монастырским, вернув историческое название. А улицу Спартака мы предложили назвать Арковой. Это небольшая улочка, которая уходит от Московского проспекта к частному сектору в районе площади Восстания и начинается аркой.

А вот варианты с Жуковым будут обсуждать после майских праздников.

– Дабы исключить провокации и спекуляции в преддверии 9 Мая, – говорит Мария Тахтаулова. – Есть предложение станцию метро, носящую имя полководца, назвать «Дворец спорта», а вот у проспекта еще нет даже рабочего названия.

Среди имен, которые могут быть увековечены в топонимике, -- Иосиф Тимченко (механик-изобретатель, первооткрыватель кино), а также другие деятели литературы, искусства, космонавты, борцы за независимость. Может появиться в Харькове и улица Героев-чернобыльцев.

Кроме того, харьковская топонимическая группа считает необходимым переименовать улицы и переулки города, названные в честь террористов-народовольцев, в частности Степана Халтурина, Андрея Желябова, Александра Ульянова, Веры Фигнер, Софьи Перовской, Дмитрия Каракозова и Ивана Каляева. По словам Марии Тахтауловой, улицу Халтурина, например, предлагается назвать в честь танкиста Александра Лавренко, погибшего в АТО.

– Вопрос о переименовании этих улиц обсуждался с представителями облгосадминистрации. Они поддерживают, но говорят, что это выходит за рамки компетенции губернатора, такое предложение должно инициировать местное самоуправление, -- уточняет она. 


Какая судьба уготована бюстам вождя?


По информации заместителя председателя ХОГА Михаила Черняка, в области до 12 апреля должны были демонтировать 182 памятника. В пресс-службе ХОГА сообщили, что все районы области отчитались об их демонтаже в срок. Харьков тоже успел избавиться от памятников советской эпохи.

– На балансе города были памятники Свердлову, Постышеву,  Рудневу –  их несанкционированно демонтировали еще в прошлом году. Такая же судьба постигла и бесхозных «ильичей», которые не имели балансовой принадлежности,– в частности на ХТЗ, возле ДК «Ильича». Они были железобетонные и особой материальной ценности не представляли, – говорит ответственный секретарь городской комиссии по вопросам топонимики и охране историко-культурной среды Алексей Хорошковатый. – Предприятия своими памятниками распорядились по-разному – кто-то отправил на склад, поскольку они проходят по бухгалтерии; кто-то утилизировал. Но особо ценных, например бронзовых, на предприятиях не было – в основном железобетонные. О том, чтобы на это «богатство» охотились коллекционеры, – не слышал.