Нынешняя неделя объявлена в Украине Неделей безопасности дорожного движения.

По определению ООН,ее главнпя цель в этом году – привлечь внимание на всемирном уровне к проблеме безопасности детей на дороге. Между тем харьковские родители попытались добиться, чтобы пешеходные переходы и перекрестки хотя бы около школ и детских садов стали максимально безопасными. Но пока поддержки своей инициативы они не ощутили.

Директора помогли составить «опасный график»


– Около школы №78 на Садовом проезде есть нерегулируемый пешеходный переход – он без светофора. Но установлены предупреждающие знаки и нанесена «зебра». Однако перейти проезжую часть в этом месте все равно очень трудно – водители попросту не уступают дорогу, – говорит инициатор идеи председатель родительского комитета Коминтерновского района Сергей Рыкунов. – И таких мест по городу множество. Мы решили начать наш «пилотный проект» по борьбе за безопасность пешеходных переходов и перекрестков около мест массового скопления детей  Коминтерновского района, чтобы посмотреть, удастся ли добиться результатов.

Первым делом родительский комитет обратился в районо с просьбой собрать информацию об опасных переходах и перекрестках около школ. А директора школ указали адреса и пиковое время, когда наибольшее количество детей в этом месте переходит дорогу. Затем с этой информацией я обратился к главе Коминтерновского района Ильенко с просьбой организовать там дежурство полицейских в часы пик. Ильенко отправил запрос в патрульную полицию. Однако в патрульной полиции ответили, можно сказать, отказом.

«Ежедневно за каждым районом нашего города закреплена лишь определенная рота инспекторов патрульной полиции с определенным количеством служебных автомобилей.  В связи с тем, что предусмотреть степень занятости патрульных полицейских в указанное вами время невозможно, гарантировать дежурство на указанных в письме перекрестках Харькова управление не в состоянии», – говорится в официальном ответе патрульной полиции.

При этом полицейские тем не менее пообещали, что проинформируют личный состав о максимальной приближенности большего количества патрулей к месту указанных пешеходных переходов.
Патрульные планируют воспитывать водителей
– Такое обращение действительно поступало, – подтвердили в патрульной полиции Харькова. – Мы на него отреагировали, и сейчас патрули стали чаще проезжать в указанных местах и обращать на это внимание. Но организовать там какое-то дежурство именно в час пик, когда дети идут в школу и возвращаются домой,  к сожалению, не представляется возможным. Но в ближайшее время мы планируем проводить беседы с водителями, чтобы обращали внимание на пешеходов. Скорее всего, наши инспекторы будут вести такие беседы с водителями перед пешеходными переходами. 

– Параллельно мы собирали информацию по всем школам и детским садам Коминтерновского района, где нужно установить дорожные знаки, нанести разметку,  оборудовать пешеходный переход. С этой информацией обратились в профильные департаменты горсовета. По некоторым из них пришли отказы, – демонстрирует Сергей официальные ответы мэрии. – Например, на просьбу установить светофор у гимназии № 46 Департамент инфраструктуры ответил, что данный участок дороги не является местом концентрации ДТП. То есть нужны жертвы, чтобы там появился светофор? А на просьбу оборудовать «лежачего полицейского» – там же сообщили, что по ГОСТУ 4123:2006 в этом месте их устанавливать нельзя. Хотя указанный ГОСТ запрещает устанавливать лежачих полицейских на дорогах общего пользования и магистральных улицах, а Садовый проезд таким не является. Зато на просьбу нанести дорожную разметку на пешеходном переходе около школы №94 (ул. Плехановская, 151) Департамент строительства и дорожного хозяйства сообщил, что эти работы включены в график работ КП «Дорремстрой» на этот год и будут выполнены во втором квартале. Так что пока идея обезопасить дороги вблизи школ и детских садиков продвигается со скрипом.

Кроме того, родительский комитет запросил статистику у харьковской госавтоинспекции (осенью 2015 года – ред): на каких конкретно перекрестках и пешеходных переходах и сколько ДТП происходит с участием детей.

– Нам дали сухие цифры, из которых следует, что за последний год количество таких ДТП выросло. Но по конкретным адресам такую статистику они не ведут, – говорит Сергей Рыкунов.

Киев оказался расторопнее


В идеале Сергей Рыкунов мечтает, чтобы в Харькове на месте нерегулируемых появились европейские безопасные пешеходные переходы, оборудованный светодиодной подсветкой. На первых порах – хотя бы около школ, детсадов и детских поликлиник.

– Видел в СМИ статистику, что в Украине порядка 70% ДТП с участием пешехода происходит именно на пешеходном переходе – в основном в сумерках или пасмурную погоду с плохой видимостью. Сам как водитель знаю: когда тебя слепят фары едущих навстречу машин, знак и разметку на дороге еще можно заметить, а вот пешехода совсем не видно. А бывает и так: на проспекте три полосы движения – в разные стороны, ты едешь по средней, разметка на переходе стерлась, а знака «Пешеходный переход» из-за соседней машины не видно, – делится  Сергей. – Для таких пешеходных переходов очень нужно  дополнительное светодиодное освещение, которое работает на солнечных панелях и с приближением сумерек включается автоматически. Водитель за сотни метров увидит этот яркий свет. Причем если на переходе пешехода нет – он горит лишь на 50%. Как только появляется пешеход и нажимает кнопку – свет загорается на все 100%.

Сергей изложил эту идею городскому голове Геннадию Кернесу на его странице в Фейсбуке.

– Мэр заинтересовался и пригласил на встречу в Департамент инфраструктуры. Но будет ли горсовет что-то делать с этой идеей дальше — мне не сообщили, – рассказывает он. – Писал  в Фейсбуке министру МВД Авакову: мол, помогите установить подсветку на пешеходных перехода около мест скопления детей – ни ответа, ни привета. От безнадеги написал вице-мэру Киева — может, хоть столичные власти заинтересует такая новация. Но и оттуда ответа не дождался.

А недавно в новостях прозвучало, что в Киеве появятся пешеходные переходы... с подсветкой на солнечной батарее.

– Безусловно, я не ставлю это себе в заслугу. Это распространенная практика в европейских странах, – улыбается Сергей. – Радует уже то, что и в Украине эта идея находит применение.
Печальная статистика
По инициативе Министерства здравоохранения Украины с 16 по 22 мая 2016 года в Украине проходит Неделя безопасности дорожного движения.
По данным Харьковского областного центра здоровья, ежегодно на дорогах Украины гибнет более 4000 человек и более 30 000 человек получают травмы. ДТП является первой по распространенности причиной смерти молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет и второй среди детей в возрасте от 5 до 14 лет. При этом во всем мире мальчики почти в два раза чаще погибают в дорожных происшествиях, чем девочки.

Непосредственно в Харьковской области за четыре месяца 2016 года произошло 2066 ДТП. Погибли 39 человек, травмированы – 759. С участием детей до 18 лет произошло 65 ДТП. При этом травмированы 63 ребенка, погибли трое детей. Три ДТП произошли по вине детей. По вине водителей произошло 127 ДТП. В результате погибли семь человек и травмированы 173. По вине пешеходов произошло 18 ДТП. При этом один человек погиб, 18 травмированы Зафиксировано 38 случаев управления автомобилем в нетрезвом виде.

Внимание общества к этой проблеме позволило разработать десять стратегий обеспечения безопасности дорожного движения для детей: контроль скорости; уменьшение случаев управления транспортным средством в нетрезвом состоянии; использование защитных касок велосипедистами и мотоциклистами; использование специальных сидений для перевозки детей в автомобиле; использования средств для улучшения видимости детей на дорогах; усиление дорожной инфраструктуры; приспособления конструкции автомобиля; уменьшение рисков для молодых водителей; оказания помощи пострадавшим детям; наблюдение за детьми вблизи дорог.