Мой пятилетний сын с рождения не расстается с игрушечной божьей коровкой: он с ней спит и повсюду таскает в кармане. В следующем году он пойдет в школу, и я опасаюсь, что он и на уроках не будет расставаться с коровкой. Елена

Между шестью месяцами и годом жизни дети начинают получать удовольствие от мобильности и свободы, но в то же время начинают понимать, что они — отдельные от родителей существа. Поэтому они могут испытывать некоторый страх, рассказывает харьковский педиатр Андрей Пеньков. Чтобы уменьшить страх, многие малыши стараются использовать так называемые переходные объекты, которые дают им ощущение комфорта и безопасности — например, мягкую игрушку или одеяло. Такая привязанность не должна волновать родителей. Предмет, который дает ребенку ощущение безопасности, — признак сильной связи  ребенка с родителями и элемент его здорового развития, говорит специалист. Если ребенок берет с собой игрушку в детский сад или в постель, когда засыпает, это значит, что он хочет иметь рядом с собой что-то, напоминающее ему о доме, о маме и папе.

Родителям стоит позаботиться о безопасности «оберега»: присмотреться, какие игрушки нравятся ребенку и выбрать предмет, который не доставит дискомфорта ни в постели, ни в детском саду, ни в песочнице. На таком предмете не должно быть веревок, ленточек, пуговиц, пластиковых или других частиц, мягкие игрушки должны быть наполнены ватой или ватином, а не мелкими предметами или шариками, которые малыш может проглотить или вдохнуть. Полюбившийся предмет может ломаться или потеряться, говорит Андрей Пеньков, и потеря может стать для малыша трагедией. Чтобы избежать драмы, педиатр рекомендует купить несколько одинаковых игрушек, чтобы их можно было заменить.

Чтобы любимая вещица не терялась, стоит установить с малышом определенные правила. Андрей Пеньков рекомендует сказать ребенку, что, например, с мишкой можно играть только дома, и не стоит выносить его на улицу, в детский сад или в школу. Впрочем, если ребенок очень расстроится, лучше ему не препятствовать — очень важно, чтобы он чувствовал себя комфортно и безопасно.
 
Андрей Пеньков советует не волноваться, что повзрослевшее дитя будет носить с собой плюшевого мишку в университет. Как правило, в большинстве случаев дети отказываются от переходных объектов уже к 4–5 годам, хотя бывает, что и дети постарше не очень хотят расставаться с обереговыми вещичками. Но, как правило, в школе ребятишки и быстро социализируются, активно общаются и постепенно отдаляются от переходного объекта.

В любом случае Андрей Пеньков советует не высмеивать ребенка и не заставлять его отказаться от заветной игрушки. Лучше набраться терпения и подождать, когда ребенок сделает это сам.