На днях, 5 июня, Виктор Ющенко подписал очередной нелепый указ. Он назначил внеочередные выборы Верховной Рады на 30 сентября и отменил свой указ о роспуске Рады от 26 апреля и назначении внеочередных парламентских выборов на 24 июня. Указ о назначении выборов на 30 сентября вступил в силу.

В нем говорится, что он издается для реализации совместного заявления президента, председателя Верховной Рады и премьерминистра о неотложных мерах, направленных на разрешение политического кризиса путем проведения внеочередных выборов парламента — договоренностей, достигнутых в ночь на 27 мая. Оценивая свой указ, президент в тот же день в ходе рабочей поездки в АсканиюНову сказал: «Мой указ является следственным документом, а не причиной. Я был обязан его издать в защиту конституционных норм. Он базируется на 82-й статье Конституции, которая предусматривает, что парламент является недееспособным, если в нем меньше двух третей полномочных депутатов. Уже четыре месяца около 200 депутатов находятся вне парламента. Дух этого указа полностью отвечает духу и букве тех договоренностей, которые были подписаны и провозглашены всеми политическими силами неделю назад». 

Критики обрушились на этот указ немедленно. Особенно острыми оказались «рецензии» народных депутатов Евгения Филиндаша (СПУ) и Тараса Чорновила (ПР). По их мнению, главный дефект указа состоит в полном отсутствии юридических оснований для его издания. Он мог бы базироваться на ст. 82 Конституции, если бы в составе ВР действительно осталось менее 300 депутатов, как того требует Конституция для полномочности парламента. Но дело в том, отмечают критики, что парламент по сей день насчитывает 450 депутатов, ибо процедура «сложения полномочий» не была доведена до конца, проводилась с многочисленными нарушениями законодательных норм на основании «странных решений» партийных съездов, без «обнуления» партийных списков и потому в любой момент может быть опротестована. Не говоря уже о том, что в БЮТ есть группы депутатов, которые открыто заявили о своем нежелании слагать полномочия. Секретариат президента, готовивший указ (как, впрочем, и сам президент), странным образом путает фактическое с юридическим. Они полагают, что если депутат вышел погулять, то он уже «вне парламента». 

При этом Т. Чорновил отметил, что «в данном случае президент издал действительно юридически никчемный документ, который не может быть основой для внеочередных выборов, исходя из той причины, что внеочередные выборы проводят через 60 дней после указа президента Украины». Для того чтобы выборы состоялись 30 сентября, указ президента «должен был появиться не раньше 30 июля». 

Президента трудно обвинять в юридической неграмотности, не царское это дело — готовить указы. Для проработки их технических деталей существует секретариат. Но руководящие кадры для секретариата подбирает все-таки он сам. И это можно было сделать так, чтобы они то и дело не ставили своего патрона в смешное и унизительное положение. А так дело идет к тому, что по-видимому Верховная Рада сама должна будет подготовить указ о собственных досрочных выборах, потому что в секретариате президента сделать это некому.