Гость  редакции «Вечерний Харьков» – директор Департамента образования Харьковского горсовета Ольга Деменко.

Изменения в образовании некоторых насторожили


-- Здравствуйте, Ольга Ивановна. Меня зовут Светлана. С нового учебного года младшеклассники будут учиться по обновленным программам. А сколько раз концепция школьной программы менялась за последние десятилетия?

-- На самом деле резких скачков в школьном образовании нет. За последние десятилетия концепция менялась только один раз – в конце 2011 года был сформирован новый государственный стандарт образования начальной школы, который начал поэтапно внедряться с 1 сентября 2012 года: дети стали заниматься по новым программам и учебникам. В этом году на новый государственный стандарт образования уже полностью перешли 1-7 классы и начинают переход 8-е классы. Обновление в программах для 1-4-х классов, которое начинается в этом году, будет включено в уже существующий государственный стандарт образования. Мы сейчас делаем первые шаги в формировании новой украинской школы: с 2018 года приступим к обучению по обновленным программам в средней и старшей школах. Девиз изменений – «Школа существует для ребенка».

-- В чем суть обновления программ? 

-- Ничего похожего до сих пор не было. Новые изменения в начальной школе кого-то обрадовали, кого-то удивили, а кого-то насторожили, но прежде всего они направлены на главного потребителя образования – ребенка: на его нормальное психофизиологическое развитие, комфорт, формирование как личности.

Какие школьные требования МОН считает лишними


-- Добрый день,  Ольга Ивановна. Меня зовут  Мария Васильевна. Мой правнук окончил четвертый класс, и мне хотелось бы знать, какие изменения ожидают нас в 5-м классе.

-- В программах 5-го класса кардинальных изменений не произойдет: в 4-м классе дети уже учились по новому государственному стандарту, и в 5-м классе продолжат обучаться по этому же стандарту. Все самые главные изменения с обновлением учебных программ мы начинаем с 1-го класса, а затем нынешние первоклассники будут учиться по обновленным программам в последующих классах.

-- Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Наталья Сергеевна. Сын идет в первый класс. Расскажите, пожалуйста, в чем изменилась программа обучения?

-- Кардинально меняется подход к обучению. Учебные материалы для первоклассников ранее были слишком громоздкими и тяжелыми, и шестилетний ребенок испытывал в 1-м классе колоссальные интеллектуальные, а следовательно, психологические и физиологические нагрузки. Это не могло не отразиться на настроении, комфорте и здоровье детей.

-- А какие требования прежних программ министерство сочло  ненужными?

-- Раньше, например, в программах было указано, сколько часов учитель должен отводить на конкретную тему без учета специфики школы: общеобразовательная  она или специализированная, в каком районе находится, какой в ней подбор детей. Сейчас мы уходим от фиксированного количества часов по данной теме: учитель имеет право увеличить или уменьшить время обучения в зависимости от того, как дети усвоили материал. 

-- Слышала, что из программы младшей школы убирается и скорочтение.

-- У каждого ребенка свой темперамент, и не может, например, сангвиник читать как холерик. Кроме того, для детей чтение на скорость – огромное напряжение и стресс, так что дети вряд ли понимают,что читают. Скорочтение – чисто механический процесс, который ничего не дает для развития логического мышления. Дело не в скорости, а в понимании текста, поэтому сейчас все нацелено на то, чтобы ребенок осознавал, что он читает, чтобы ему было интересно.

-- Здравствуйте,  Ольга Ивановна. Меня зовут Ольга. На  школьном собрании перед началом учебного года учитель предупредила, что во втором классе часов на таблицу умножения будет отведено мало, поэтому задала выучить ее к 1 сентября дома самостоятельно. Зачем сокращать школьную программу, если детям все равно придется ее наверстывать дома?

-- Раньше дети в 1-2-х классах действительно заучивали таблицу сложения, вычитания, умножения, деления. Сейчас усвоение этих математических действий происходит в 3-м классе, поскольку к этому возрасту дети уже осмысленно подходят к сложению, вычитанию, делению и умножению, – они не зубрят таблицы, а понимают математические процессы. Поэтому учитель не должен требовать учить таблицу умножения самостоятельно во втором классе.
 
-- Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Оксана Дмитриевна. Внук идет в 1-й класс. Будут ли первоклашки обеспечены учебниками, тем более что программы обновлены?     

-- Учебники остаются прежними — они соответствуют государственному стандарту образования. Но меняется программа, и здесь сыграют роль творчество и мастерство учителя.

-- Вот в этом я, кстати, сомневаюсь: как воспримут перемены учителя, которые много лет преподавали по какому-то методу и вдруг должны от этого отказаться. Все ли готовы к изменениям?

-- Если я вам скажу, что все учителя начальной школы нашей страны тут же отойдут от прежних схем, будет неправдой. Для этого с учителями нужно работать. Сейчас методические кабинеты районных управлений образования активно работают: каждому учителю нужно объяснить, каждого убедить. К слову, накануне нового учебного года Министерство образования и науки еще раз представит вниманию родителей и учителей концепцию школы. Кроме того, в этом году перед традиционной августовской областной педконференцией проведут педсоветы сначала в школах, затем состоятся педконференции в районах. 30 августа мы соберемся в ХНАТОБе, чтобы привлечь как можно больше педагогов, и еще раз обсудим нововведения в школьном образовании.

Карандаши и красные чернила – по желанию родителей


-- Здравствуйте,  Ольга Ивановна. Меня зовут Виктория. Интересно, какие моменты в прежних программах для начальной школы не соответствовали возрасту детей?

-- Некоторые моменты доходили чуть ли не до смешного. Например, на уроках физкультуры вместо того, чтобы бегать, играть и развиваться, дети должны были учить историю Олимпийских игр, девизы игр разных лет, теорию – на каком плече правильно носить коньки или лыжи. Много теории было на уроках музыки и изобразительного искусства. В 1-м и 2-м классах должно быть много игровой деятельности, мы должны мотивировать ребенка, что учиться – это интересно. Кроме того, из учебных материалов ушла громоздкая терминология, стало меньше теоретического и больше практического, интересного, яркого материала.

-- Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Татьяна. У меня такой вопрос. С одной стороны, в МОН настаивают, что школа уйдет от сложной терминологии, но, с другой, сами щеголяют непонятными словами. Например, одной из главных идей концепции новой школы называют формирование компетентностей, причем очень пространно объясняют этот термин. Что это такое на самом деле?

-- Ориентирование на компетенцию означает, что ребенок должен не просто что-то запомнить, но и использовать школьные знания в своей жизни: понимать, где найти нужную информацию, как ее применить.

-- Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Арина. Правда, что в 1-м классе дети будут писать карандашами, а педагогам в младшей школе запрещено пользоваться ручкой с красными чернилами?

-- Карандаши и красные чернила – вещи субъективные. Если ребенок испытывает стресс от того, что он не может исправить то, то написал, он может писать карандашом. А что касается красных чернил – это не принципиальный вопрос, с которым можно и поспорить. Вопросы использования карандашей и красных чернил учителя будут решать вместе с родителями.

На Северной Салтовке откроют детский сад


-- Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Елена. В 2018 году МОН планирует запуск новой украинской школы, которая снова станет 12-летней. Насколько я знаю, многие родители воспринимают очередной виток 12-летней школы скептично. Зачем необходим еще один год учебы?

-- С нынешним учебным годом наступает и начало 12-летней школы. Мы уже сегодня пытаемся разгрузить 1-е и 2-е классы, и то, что дети учили в 1-м классе, они будут учить во втором, а то, что во втором – в третьем. Учебный материал будет таким образом расформирован от первого до выпускного класса, чтобы ребенок результативно изучал его на протяжении 12 лет. К слову, несколько лет назад так же скептично воспринимали  родители и зачисление детей в школу с шести лет, но мы прекрасно понимали, что в шесть лет ребенок готов к школе и физиологически, и интеллектуально. На днях мне звонила мама ребенка пяти с половиной лет с просьбой записать его в школу. Я думаю, что 12-летнее обучение еще даст положительные результаты благодаря тому, что мы не будем перегружать ребенка. Он должен отдыхать, играть, общаться с друзьями, заниматься спортом, а не только учить уроки.

-- Хватит ли материально-технической базы школ для таких новшеств?

-- Конечно же, материально-техническая база школ сильно нуждается в обновлении, и в этом году Харьковский горсовет выделил на ее развитие небывалое количество денег. В каждом детском саду будут установлены новые детские площадки--  их 200, будет открыто 12 новых школьных стадионов, заменено больше 3,5 тысячи окон. Кроме того, на Северной Салтовке будет открыт новый 12-групповой детский сад, а в 17 детских садах и семи районах города будут открыты новые группы.

Учебники для 4-7-х классов обещают на 100%


-- Здравствуйте, Ольга Ивановна. Вам звонит Дмитрий. Как в этом году обстоят дела с учебниками для 4-7-х классов, которые, если не ошибаюсь, должны приобретаться при софинансировании города с Министерством   образования? 

-- Мы сейчас очень активно над этим работаем. Горсовет выделил 6 млн грн. на приобретение учебников, но, к сожалению, издательства привыкли работать с министерством – им гораздо легче подписать договор с МОН на поставку сотен тысяч учебников. А сейчас районы города  подписывают договоры на 100, 200, 1000 учебников, и пока не все издательства относятся к этому с пониманием. Но я думаю, что до 1 сентября 4-7-е классы будут с учебниками на 100%.

-- А как складывается ситуация с учебниками для 8-х классов?

-- Учебники для 8-х классов – это компетенция Министерства образования и науки, поэтому поступят ли они к новому учебному году, ничего сказать не могу. В прошлом году учебники обещали  к 1 сентября, но они поступили в харьковские школы только через полгода.

Учителя мечтают о помощниках и достойной зарплате


-- Здравствуйте, Ольга Ивановна. Я – учитель математики школы № 22 Шевченковского района. Проконсультируйте, меня, пожалуйста. Правда ли, что в новом учебном году я имею право проходить курсы повышения квалификации в ХНУ им. В. Н. Каразина или в педагогическом университете имени Сковороды?

-- До сих пор повышением квалификации всех учителей, завучей и директоров школ в области занималась только Харьковская академия непрерывного образования. Но на сегодняшний день действительно рассматривается вариативность: может ли учитель проходить повышение квалификации не только при академии непрерывного образования, но и при других вузах, которые обучают педагогическим специальностям. На сегодняшний день этот вопрос еще не решен, но поскольку аттестация учителей будет проводиться в 2017 году, думаю, до конца сентября вместе с Департаментом образования и науки ХОГА мы решим этот вопрос и доведем до сведения всех педагогов Харькова и области.

-- Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут  Мария. Насколько я знаю, в европейских школах работают ассистенты учителей, и это как раз способствует развитию индивидуальности ребенка. Насколько это реально для нас и обсуждается ли этот вопрос среди педагогов?

-- Ассистент учителя – это мечта педагогов. Думаю, что мы к этому придем, потому что в средних и старших классах учителю математики или физики, например, невероятно сложно быть одновременно и классным руководителем. Классное руководство – это колоссальная нагрузка, серьезнейшая ответственность и за успеваемость, и за нравственность, и за общение с родителями. Я называла бы помощников учителей не ассистентами, а социальными педагогами или воспитателями. В наших школах есть должность социального педагога, но она одна на всю школу, а нагрузка очень серьезная. Было бы замечательно, если бы у государства была возможность выделить достаточное количество ставок для социальных педагогов.

-- Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Виктор Олегович. Мне кажется, что один из главных моментов образования – повышение престижности труда учителя. Чтобы образование было на новаторском уровне, у учителя должна быть мотивация.

-- Полностью согласна. Пока мы не поднимем уровень зарплаты, нам сложно мотивировать педагога к активной творческой деятельности. Зарплата учителей увеличивается, но это увеличение очень  небольшое.  В среднем заработная плата учителя повышается два раза в год и составляет не более чем 10%. Хотелось бы, чтобы следующим шагом после презентации концепции новой украинской школы была презентация повышения заработной платы не только учителя, но и воспитателя детского сада.

Личное дело




Ольга Ивановна Деменко
родилась 29 августа 1962 года в селе Чистоводовка Изюмского района Харьковской области. В 1984 году окончила ХГПИ им. Сковороды, работала учителем биологии в Мурафской средней школе Краснокутского района. С 1986 года – воспитатель группы продленного дня, учитель биологии школы № 99 г. Харькова. С 1990 года – заместитель директора, директор школы № 51 г. Харькова. 2003–2006 гг. – начальник управления образования Московского райсовета в г. Харькове.  2006--2010-й – начальник управления образования Харьковского горсовета. С 2006 года – депутат Харьковского горсовета. С мая 2010 года по сегодняшний день – директор Департамента образования Харьковского горсовета. Замужем, сыну 27 лет.