Известные харьковские художники рискнули поэкспериментировать. Что получилось из этих творческих экспериментов, харьковчане могут увидеть на выставке «Малая форма», открывшейся в выставочном зале Харьковского художественного музея.

В экспозиции — работы харьковских художников Владимира Кочмара, Александра Лысенко, Евгения Светличного, Александра Шило, которых объединила общая тема.

— Это большие художники — каждый со своим взглядом на мир, почерком, поведенческим или философским подтекстом. Они всегда предстают в новом качестве, тем не менее их работы на выставке отличаются от тех, которые мы видели до сих пор, — рассказывает завотделом современного искусства художественного музея Людмила Пономарева.

Каждый из художников, сохранив собственный стиль, нашел свое прочтение и философию работ небольшого размера.

— Большую и малую формы я не разделял бы: предпочтения каждого художника зависят от его врожденных чувств, — считает Владимир Кочмар. — Один чувствует монументальные вещи, другой любит миниатюры, при этом малая форма камерного размера предполагает поиск, эксперимент, этюдность, она дает возможность художнику развить идею и в монументальном стиле, и в миниатюре. Я расцениваю малую форму как самый «очеловеченный» размер, в котором художник может максимально выразить себя, свой темперамент.

— Я работаю ради удовольствия, а удовольствие от размера картинки не зависит, — делится инициатор выставки и вдохновитель Александр Шило. — Задача состоит в том, чтобы придать быстрому наброску качество станкового произведения. Писать надо сейчас и сразу. Малая форма — рисование в ритме жизни. Размер зависит от обстоятельств. Малая форма — это техника быстрого реагирования. Работа продолжается ровно столько, сколько времени на нее отпущено. В малой форме естественнее проявляется органика художника.

Евгения Светличного, заявившего о себе на предыдущей выставке в музее грандиозными полотнами, идея проявить себя в малой форме даже немного озадачила.

— Когда Александр Шило предложил мне участвовать в этой выставке, я не знал, что и делать, — признается Евгений Светличный. — Я никогда не задавал себе вопросы, пишу ли я в большой или малой форме. Но Александр Всеволодович схватил меня за душу и вытряс из меня сначала маленькие картинки, а затем с перепугу я стал писать уже и картинки побольше.

Все работы Евгения Светличного на выставке носят одно название — «Бабаи».

— Бабаи — это моя духовная родина. «Бабаи» — слово мистическое, оно уводит в большие исторические и культурные глубины, — делится Евгений Светличный. — Это и пейзажи, и сноска к скифским бабам — очень емкому украинскому артефакту, с которым можно играть как угодно. Работая для выставки, я начал эту игру. Начинал с маленького рисунка в левом нижнем углу, постепенно добираясь в верхний правый угол. Если зритель захочет «поиграть» с моими работами, предлагаю представить, что вы видите не картину. Вы — муравейчик, который подходит к очень большому объекту. Полотно, стена ограничены форматом, но живопись свободна, она может сжиматься до точки, а может расширяться до размеров Вселенной. Поэтому выставка малого формата для меня — это только условия игры.

К слову, игра с малой формой так понравилась художнику, что он решил сделать свои малые работы о мистических Бабаях началом большого проекта.

Выставка будет работать до 26 сентября.