В Харькове жили знаменитые писатели, художники, архитекторы, артисты и ученые. Если Харьков не успеет создать мемориальные музеи, дома великих земляков навсегда исчезнут.

В конце сентября истекает срок внесения денег на покупку квартиры для создания мемориального музея нашей знаменитой землячки Зинаиды Серебряковой.

Несмотря на то что Харьков богат знаковыми именами писателей, художников, архитекторов и артистов, он разительно отличается от других городов удивительным отсутствием мемориальных музеев, считает культуролог, председатель Совета Неформального общества друзей Зинаиды Серебряковой Михаил Красиков.

— Например, у нас есть музей имени Клавдии Шульженко, но парадокс в том, что он находится отнюдь не в том доме, где родилась и жила певица, — говорит Михаил Красиков. — И хотя в этом музее замечательная атмосфера, но все равно мемориальное пространство обладает своей магией, притягательностью, и оно сверхзначимо для людей, которым дорого имя великого земляка. Как ни странно, в Харькове нет мемориального музея основоположника целого направления прозы Григория Квитки-Основьяненко. К сожалению, здание, где он жил и творил, не сохранилось, но в наши дни существует здание на Москалевке, которое было построено потомками Квитки-Основьяненко, где можно было бы создать его музей. То же касается и мансарды Василия Ермилова–Бориса Косарева: проект создания мемориальной мансарды никак не реализуется, несмотря на пожелания общественности.

Список домов, в которых можно было создать музеи, очень обширен, говорит Михаил Красиков. Отлично сохранился дом известного отоларинголога Степана Сурукчи на улице Чубаря, 7/9. В этом доме проходили встречи харьковской интеллигенции, в которых принимал участие Федор Шаляпин. Здесь до сих пор сохранились аутентичные двери, окна, ограда, знаменитая терраса. Беспрецедентный мемориальный музей мог быть создан в доме «Слово» на улице Культуры. В этом здании нет ни одной мемориальной квартиры, между тем, по мнению краеведа, она могла бы быть — в частности, в квартирах Леся Курбаса или застрелившегося здесь Миколы Хвыльового. Можно было создать мемориальные квартиры знаменитых актеров – Леонида Быкова и Людмилы Гурченко, певицы Клавдии Шульженко.

Самой, пожалуй, реальной на сегодня возможностью является создание мемориальной квартиры знаменитой харковчанки Зинаиды Серебряковой. С апреля в доме на Конторской, 25а продается квартира, где с 1918 по 1920 год жила семья художницы. Хозяйка квартиры хочет получить за нее 25 тысяч долларов. Активисты пытались найти меценатов, обращались к властям, но деньги до сих пор не собраны, а срок оплаты истекает в конце сентября. Активисты призывают харьковчан собрать деньги и не упустить, вероятно, последнюю возможность создать здесь музей: если квартиру Серебряковой купят другие люди, они наверняка затеют здесь ремонт, и аутентичность веранды, лестницы и других уникальных деталей дома исчезнут навсегда.

— У Харькова есть последний шанс, и упустить его будет преступлением: квартира уйдет навсегда, — считает фотохудожник Владимир Оглоблин. — Если 25 тысяч харьковчан отдадут по одному доллару — нужная сумма будет собрана.