Бизнес прячется в тень, ряды безработных растут, цены стремительно летят вверх — таков итог повышения минимальной заработной платы до 3200 гривен.

Между тем в правительстве видят только позитив и планируют снова «повысить» уровень благосостояния украинцев. Проанонсировано очередное увеличение минималки до пяти тысяч гривен уже в этом году.

Правительство определится с окончательной датой повышения минимальной зарплаты до 5000 гривен уже в апреле-мае текущего года — после подведения первого итога влияния роста минималки до 3200 гривен. Такое заявление сделал вице-премьер министр Павел Розенко.

— Я думаю, что после подведения первых итогов влияния повышения минимальной заработной платы мы объявим о дальнейшем плане повышения, но сегодня я вижу только позитив. Негативные прогнозы по внедрению зарплаты 3200 гривен не оправдались, и мы имеем только положительные цифры, — заверил вице-премьер.

По его мнению, бизнес охотно согласился с повышением минимальной заработной платы до 3200 гривен.

— Кабмин получил лишь 500 жалоб на работодателей по поводу инициативы правительства относительно увеличения минимальной заработной платы, — Павел Розенко.

На сегодняшний день только на Харьковщине, по данным Госреестрау, около 330 тысяч предпринимателей закрыли свой бизнес, сообщил президент Ассоциации частных работодателей Александр Чумак.

— Причины две. Первая — необходимость платить ЕСВ в размере 704 гривны для тех, кто не ведет деятельность, то есть не имеет дохода. В связи с изменениями в законодательстве, с 1 января 2017 года физическим лицам-предпринимателям нужно ежемесячно платить социальный взнос даже при отсутствии прибыли. Вторая — увеличение налоговой нагрузки в связи с увеличением минимальной заработной платы в два раза — до 3200 гривен, — говорит Александр Чумак. — Минимальная зарплата является основой для расчета единого налога первой и второй групп упрощенной системы налогообложения. Поэтому повышение минималки автоматически увеличивает налоговую нагрузку. Если в прошлом году единый налог составлял 290 гривен (20% от минимальной заработной платы, которая была 1450 гривен), то сейчас — 1640 гривен. То есть налоговая нагрузка увеличилась более чем в два раза. Кроме того, есть такое понятие, как административная нагрузка, то есть стоимость соблюдения законодательства Украины (контроля ведения бухучета, сдача отчетности, необходимость покупки дополнительных программ для ведения учета и т.д.). Так вот для мелкого бизнеса с оборотом 250–300 тысяч в год эта нагрузка составляет около 8% оборота. Для сравнения, для крупного бизнеса нагрузка всего 0,5%. То есть на средний и крупный бизнес рост минимальной заработной платы в общем-то особо не влияет, а вот микро- и малый бизнес, который работает по упрощенной системе налогообложения, сразу чувствует повышение.

Штрафы на неоформленных работников взлетели до небес


В результате предприниматели, по словам Александра Чумака, просчитав экономическую целесообразность ведения своей деятельности, принимают решение: либо сократить наемный персонал, либо закрыться. Отдельная история получилась с парикмахерскими, которые сегодня работают чуть ли не в каждой второй жилой многоэтажке. Там, как правило, бизнес зарегистрирован на одного частного предпринимателя, а все сотрудники салона красоты трудятся нелегально. А в связи с тем, что штрафы на неоформленных работников взлетели до небес (69 тысяч гривен за каждого «нелегала»), всем парикмахерам, маникюршам, косметологам и иже с ними, дабы легализоваться, приходится оформлять свой частный бизнес. Это получается выгоднее, нежели официально оформиться как наемный работник.

— Парикмахер, которые меня стрижет, с 1 января — уже тоже частный предприниматель, хотя до этого работала как наемный сотрудник. Здесь имеет место оптимизация налогообложения. Потому что первая группа, в которой она работает (оказание бытовых услуг), предполагает уплату налога в размере 10% от прожиточного минимума, то есть 160 гривен. Это меньше, чем если бы работник трудился с официальным оформлением и платил ЕСВ, налог на доходы физлиц и военный сбор, — говорит президент Ассоциации частных работодателей.

Чем дальше в лес — тем больше дров


А чем дальше от Харькова — в глубинку, тем налоговая нагрузка выше.

— Соответственно, предприниматели там закрываются чаще, — говорит Александр Чумак. — Например, предприниматель из Дергачевского района открыл магазин, нанял двух работников. Теперь одного из них уже уволил, второй — под большим вопросом. Просчитав затраты, он вынужден на 15% повысить стоимость продуктов. Если и это не спасет ситуацию — закроется. Еще пример — в одном районном центре маленькая обувная мастерская, где работали два обувщика. Предприниматель посчитал, что затраты очень высокие (помимо зарплаты — аренда, коммуналка), уволил людей, закрыл киоск. Теперь работает на дому. Дело в том, что зарплата в 2000 гривен для села является очень хорошей. Там люди, отовариваясь в продуктовом магазине, тратят в месяц 165 гривен на человека. И повышение минималки до 3200 — серьезный груз для предпринимателя. Кроме того, это еще и негативно скажется на развитии сел. Люди будут просто покидать поселки, отправляясь за «длинным рублем» в большие города. В Киеве, например, на сегодняшний день средняя зарплата — выше 11 тысяч гривен.

Предпринимателей загоняют в тень


Таким образом, по словам Александра Чумака, предпринимателей попросту загоняют в тень.

— В разных отраслях процент теневого бизнеса сегодня занимает от 40% до 70%.
Связано это именно с тем, что бизнес готов оплатить лишь определенный уровень налогов. Эксперты сходятся на том, что для Украины этот уровень с учетом низкого доверия к государству составляет где-то 20–30% от всего, что бизнес зарабатывает. Поэтому, когда у нас вводятся дополнительные налоги, а общая система налогообложения не стимулирует работу малого бизнеса, — это приводит к уходу его «в тень», — говорит специалист. — Сказывается и политика государства в отношении контроля. Да, на сегодняшний день она стала немножко помягче, но тем не менее присутствует. А главная задача любого контролирующего органа — не столько выявить нарушения и помочь их решить, сколько наложить штрафные санкции, чтобы таким образом доначислить в бюджет какие-то дополнительные финансы.

Социальные стандарты в соответствии с экономикой


По словам Александра Чумака, повышать социальные стандарты, безусловно, надо, но происходить это должно постепенно и прогнозируемо. И что очень важно — уровень их повышения должен соответствовать уровню развития экономики и экономическим показателям. Иначе эффект получается противоположный.

— Если правительство хочет повысить минимальную зарплату — пусть поставит маркеры: когда и до какого уровня. Например, до 2020 года мы хотим повысить минималку до десяти тысяч. И тогда бизнес будет планировать следующие пять лет — пропорционально, потихоньку повышая зарплату, — говорит он. — А у нас что получается? Наступил Новый год — вот вам подарок под елочку — повышение минималки в два раза. В результате страдает не только бизнес, но и потребитель — инфляция не заставила себя ждать: проезд в общественном транспорте, продукты дорожают, провайдер обрадовал, что в два раза повышает стоимость Интернета.... И это понятно, предприниматель, просчитывая динамику продаж, каким образом он сможет обеспечивать работу наемного персонала и развивать бизнес, — уже сейчас начинает поднимать цену.

Зарплаты регулировать нельзя


По мнению Александра Чумака, регулирование уровня зарплат вообще нужно убрать из коммерческого сектора.

— Государство в принципе должно регулировать уровень зарплат в бюджетной и коммунальной сферах — то есть там, где люди получают деньги из бюджета, — говорит он. — Недавно вице-премьер-министр Украины Павел Розенко заявил, что с 1 мая этого года планируют повысить минимальную зарплату до 5000 гривен. Мне даже страшно предположить, сколько бизнеса уйдет в тень.