Харьков с высоты птичего полета — ради уникальных снимков отчаянные руферы взбираются на крыши высоток и Госпрома, подъемные краны и дымовые трубы.

Риск ради творчества


Такое весьма небезопасное увлечение выбрал для себя и харьковский студент геологического факультета ХНУ им. Каразина Дима Стрекалов.

— Суть моего хобби заключается в том, чтобы подниматься на всякие объекты как можно выше и делать необычные фотографии, — рассказывает парень. —  Есть руферы, которые взбираются на небоскребы, мосты, линии электропередач только ради новых острых ощущений, я же этим занимаюсь с творческой целью. Нашел единомышленников в своем кругу — среди сверстников, поэтому покоряю городские высоты не в одиночку. Самого себя снимать на фоне города — неинтересно. Да и работать в компании спокойнее — есть подстраховка. И если охрана заметит — реакция будет менее агрессивная. Одного проще обидеть, чем группу.

По словам Дмитрия, он загорелся новым увлечением три года назад.

— Мы с компанией друзей забрались на крышу одной из салтовских двенадцатиэтажек и... просто остолбенели: перед нами открылся потрясающий вид. Сделали несколько фотографий с помощью телефона. После этого я просто заболел — сначала вылез на крышу своего дома, потом на 16-этажку. Дальше — больше: узнал, что в Харькове, оказывается, есть и 25-этажные дома — решил освоить их. И пошло-поехало...

Романтика под дулом пистолета


По словам руфера, пробраться на крыши высоток особого труда не представляет, хотя и без казусов не обходится.

— Как-то я попал на крышу, где была установлена солнечная батарея. Вышел жилец дома с пневматическим пистолетом, поймал меня и долго ругался, — рассказывает Дима. — В подобной ситуации оказался и мой друг, взобравшийся с товарищами на крышу новостройки, нежданно-негаданно угодив прямо в пентхауз. Им тогда пришлось спасаться от разъяренного хозяина, вооруженного пистолетом и куском кирпича. В итоге булыжник, который метнул в сторону убегающих руферов жилец, угодил в голову одного из парней.

В фотоколлекции Дмитрия есть снимки, сделанные с крыши Госпрома.

— Пробраться туда было, мягко говоря, непросто. Но решать такую задачку было очень интересно — все таки это визитная карточка города, — говорит парень, но секретов «восхождения» не раскрывает. — Те, кто занимается руфингом, не особо афишируют, как они это делают.

Побывали руферы и на крыше здания, где располагается редакция «Вечернего Харькова» — площадь Свободы, 8, и на соседних строениях.

— Фотографии потрясающие,— говорит Дмитрий. — Причем с одной и той же крыши днем и вечером открывается совершенно разный вид. Поэтому одни и те же места руферы нередко посещают не единожды, чтобы для полной картины получить снимки города как в светлое, так и в темное время суток.

Рассвет на стреле подъемного крана


Куда только не пробираются отчаянные «высотники» ради уникальных снимков — например, на самую верхушку дымовых труб салтовской котельной, высота которых достигает 150 метров.

— Оттуда открывается просто невероятный вид на город. Взбирался на верх по лестнице. Это несложно и довольно безопасно — нужно хорошо постараться, чтобы оттуда свалиться. Главным препятствием, которое предстояло обойти, были охранники. Тут, как говорится, как повезет — заметят или нет. Если правильно подгадать момент, с ними можно и не столкнуться, — приоткрывает секреты парень.



Ребята проникают на стройки, чтобы запечатлеть городской рассвет со стрелы подъемного крана.

— Год назад мы с другом делали съемку с поднятой стрелы подъемного крана. Встретились на рассвете, приехали на стройку в районе метро «Ботанический сад», перелезли через забор и поднялись на кран. Фотографии получились просто фантастические — шикарный рассвет на Павловом поле, — рассказывает Дмитрий.

Альпинизм без страховки


Дмитрий не отрицает: руфинг — занятие достаточно рискованное.

— Опасность упасть с высоты, безусловно, присутствует, но руферы, и я в том числе, стараются  лишний раз не рисковать, не делать того, что может привести к печальному исходу, — говорит он. —  Если видим, что залезть на ту или иную крышу можно, но шанс свалиться довольно велик —  отказываемся от этой идеи.

Самыми опасными объектами Дмитрий считает, как ни странно, именно жилые дома — те, в которых выход на крышу закрыт.

— Поднимаешься на лифте на последний этаж и... упираешься в дверь, на которой висит огромный замок. Мы не хотим вступать в противоречие с законом и срывать замки, поэтому ищем альтернативные варианты. Например, можно попасть на крышу через окно подъезда — по фасаду здания. Это опасно, — признается руфер.

Говорит, что родители в общих чертах знают, чем он занимается, но без подробностей.

 — В общем-то, они не против моего хобби, но переживают, —  делится парень. 

Волнуются за «безбашенных» пацанов и правоохранители.

— Были случаи «общения» с полицией, — не скрывает Дмитрий. — Но поскольку мы в общем-то законопослушные граждане и ничего не нарушаем — все ограничивается объяснительной запиской в отделении и профилактической беседой. Полицейские скорее переживают за нас, что подвергаем себя опасности. И мы стараемся лишний раз не отвлекать их от более серьезной работы.

В полиции говорят, что особых хлопот харьковские руферы правоохранителям не доставляют.

— Бывают вызовы от жильцов, что кто-то лазит по крыше. Мы приезжаем на место происшествия и просим ребят спуститься. До оформления, как правило, дело не доходит, все заканчивается профилактической беседой. Все-таки это опасное занятие, — рассказала «Вечернему Харькову» спикер патрульной полиции Харькова Карина Курбанова. — Однако таких вызовов не так уж и много.

В ОК ГУ Нацполиции в Харьковской области сообщили, что, судя по сводкам, трагических случаев с участием руферов в Харькове зафиксировано не было.

От фотографий захватывает дух


Свои фотографии Дмитрий размещает в соцсетях. Говорит, отзывов — масса, причем как позитивных, так и негативных.

— Последних даже больше. Есть весьма агрессивные, даже кровожадные комментарии. Например: «А где фото, как ты упал? Я ждал именно этого. Разочаровал...». Я просто не обращаю внимания на таких людей. Занимаюсь тем, что мне нравится. А то, что они пишут лежа на диване, — это их дело, — говорит парень.

А мечтает Дмитрий о том, чтобы красотой Харькова с высоты птичьего полета могли насладиться многие харьковчане.

— В планах — организовать фотовыставку с группой других руферов. Арендовать студию на пару-тройку дней и устроить коллективную экспозицию, — делится энтузиаст.

В коллекции Дмитрия множество снимков, от которых захватывает дух.

— Самый красивый вид, на мой взгляд, открывается с высоток на Холодной горе, на ул. 23 Августа, с дымовой трубы и крыш на Салтовке. А самая любимая моя фотография была сделана с крыши Госпрома — панорамная, очень красивая, яркая, — улыбается парень.
Кто такие руферы
Руфинг (от англ. roofing) — современная городская субкультура, приверженцы которой посещают крыши различных зданий и строений. Руферы посещают крыши в развлекательных целях, а также чтобы показать находчивость и умение проникать на охраняемые объекты, делать фотографии. Некоторые в целях получения адреналина балансируют на узких балках над пропастью и выполняют различные трюки на высоте.