Не все знают, что украинский кинорежиссер, писатель, кинодраматург Александр Довженко был еще и очень одаренным художником-карикатуристом, шаржистом, плакатистом, иллюстратором, живописцем.

В областном центре культуры и искусства на ул. Пушкинской, 62 открылась выставка «Довженко — художник», посвященная малоизвестным граням его таланта. Именно в этом здании жил в 1920-х годах Довженко-художник.

В молодые годы, прежде чем вплотную заняться работой на киностудии, Довженко работал художником в различных журналах и газетах, причем именно в Харькове.

— Он с детства мечтал стать художником — рисовал везде и на чем угодно, учился где только мог. К сожалению, у него не было возможности получить профессиональное художественное образование. Окончив Глуховскую педагогическую семинарию, пошел в Киевский коммерческий институт на экономический факультет — но не по своему желанию. Учиться Довженко хотел в киевском университете на отделении естественных наук, но полученный в педагогической семинарии аттестат не позволял туда поступать. Единственный вуз, где он мог получить высшее образование, — коммерческий институт. Туда он и направил свои стопы. После института несколько лет учительствовал, а затем перешел на дипломатическую работу. В начале 1920-х годов находился с дипломатической миссией в Польше и Германии. В 1923 году в Берлине посещал частное художественное училище Вилли Эккеля и одновременно ходил на лекции в Академическую высшую школу изобразительного искусства. В Министерстве иностранных дел ему даже дали отпуск и стипендию в 40 долларов, — рассказывает заведующая отделом инновационных культурных проектов международного сотрудничества ХОМЦКИ Оксана Бугайченко.

В Харькове предложили стать художником


В 1923 году Александр Довженко вместе с женой Варварой Крыловой (они поженились в Берлине) приехали в Харьков, где молодому дипломату неожиданно предложили стать художником в газете.

— Довженко не очень нравилась карьера дипломата. По приезде в Харьков он какое-то время жил в гостевой комнате при Министерстве иностранных дел. Однажды он пришел со своими коллегами из МИДа к Эллану Блакитному, редактору газеты «Вести ВУЦИК». Газетчику нужна была консультация специалистов по международным вопросам. Пока коллеги общались с редактором, Довженко рисовал шаржи, в том числе и на Блакитного. Редактор посмотрел рисунки — и пригласил Довженко в газету карикатуристом. Александр всегда мечтал быть профессиональным художником, поэтому согласился без раздумий, — продолжает Оксана Бугайченко.

Вычислить комнату Довженко достоверно не удалось


В 1923–1926 годах Александр Довженко жил в Харькове в особняке на ул. Пушкинской, 62. Дом был построен в 1910–1913 годах и после революции 1917 года несколько лет стоял заброшенным. Эллан Блакитный добился разрешения использовать здание как общежитие для сотрудников газеты «Вести ВУЦИК». Семейных селили в небольших комнатах, а холостые — начинающие писатели и журналисты — жили в зале, перегороженном фанерками, так что у каждого был свой уголок. Частенько жильцы особняка собирались на свободном пространстве — общались, спорили, обсуждали проблемы развития украинской культуры и литературы.

— Точно утверждать, в какой именно комнате жил Довженко мы не можем. Нет документов, что он занимал такую-то комнату под таким-то номером. Тогда комнаты в общежитии были без номеров. Мы провели исследование по архивам и по газетам тех лет, а харьковский исследователь истории Андрей Парамонов передал нам список жителей этого дома за 1926 год, где значится, что Довженко с женой Варварой Крыловой жили именно здесь — на Пушкинской, 62. И напротив его фамилии указана площадь комнаты, — 5,25 квадратных саженей. Переведя эту площадь в квадратные метры (11,34 кв. м. — Прим. ред.), мы попытались сопоставить ее с имеющимися комнатами и с описанием по мемуарам. Юрий Яновский и Мыкола Бажан оставили свои воспоминания о жизни на Пушкинской, 62 и о Довженко. По описаниям художник занимал комнату на втором этаже, дверь которой выходила в зал, где была мастерская. Мы сопоставили факты и пришли к выводу, что больше всего подходит под эти описания комната, где сейчас работают наши методисты. К сожалению, у нас нет плана здания за 1923–1926 годы, а позже в особняке располагались Клуб нэпманов, Дом ученых, Дом народного творчества, здание перестраивалось, — уточняет Оксана Бугайченко.

Комната Довженко по сравнению с другими была не самой маленькой. Семейные люди жили и на 3,8 квадратных саженях (8,208 кв. м), на 4,75 (10,26 кв. м) и на 5,5 (11,88). Например, у Петра Свашенко (псевдоним — Петр Лесовой, писатель, впоследствии репрессированный. — Прим. ред.) была комната 10,4 квадратных саженей (22,46 кв. м). В комнате были настоящие, не фанерные, стены и окна — условия по тем меркам достаточно хорошие.

Уехал в Одессу и не вернулся


В харьковский период творчества Александр Довженко в основном рисовал. Заселившись в особняк на Пушкинской, он поставил в своей комнате мольберт, разложил полотна и краски. По воспоминаниям Юрия Яновского, в его комнате даже был стол, красиво расписанный красками.

К сожалению, из живописи харьковского периода практически ничего не сохранилось. В 1926 году Довженко решил поехать в Одессу на киностудию. Работы оставил в особняке — он планировал вернуться в свою комнату на Пушкинской, 62. Но не вернулся, и очередные жильцы, вероятнее всего, просто выкинули картины.

Можно поиграть в писательскую «мафию»


На выставке в центре культуры и искусства представлены в основном, шаржи и карикатуры, которые печатались в газете «Вести ВУЦИК», в журналах «Плуг», «Перец», «Маяк» — все то, что удалось найти в старой периодике и оцифровать. Также в экспозиции представлены: эмблема, которую Довженко разработал для украинской кинофабрики, нарисованные им плакаты к фильмам, обложки журналов. Здесь можно увидеть черно-белые фотографии со съемок довженковского фильма «Земля» из архива семьи харьковского художника-авангардиста Бориса Косарева. В рамках выставки также представлены плакатные работы студентов Харьковской академии дизайна и искусств, подготовленные под руководством профессора Олега Векленко к всеукраинской акции, посвященной 120-летию Александра Довженко (она проходила в 2014 году).



Выставка продлится до 7 июня. 1 июня с 18.00 харьковчане смогут поучаствовать в выездной кавьярне «Пока» и сыграть в стилизованную писательскую «мафию», которую подготовил литературный музей.

— В игровой непринужденной форме харьковчане смогут узнать о традициях литературной среды Харькова 1920-х годов. Вход свободный, — рассказывает ведущий методист отдела инновационных-культурных проектов международного сотрудничества Областного организационно-методического центра культуры и искусства Светлана Литовченко.