С 1 августа сотрудники ГАИ начнут в обязательном порядке штрафовать автовладельцев, у которых на лобовом стекле не будет прикреплен специальный знак — стикер (или маркер). Он будет свидетельствовать о наличии полиса обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, именуемого в народе «автогражданкой».

При этом стикеры являются не документом, а лишь визуальным подтверждением наличия страхового полиса.

«Автогражданка» обязательна еще с 2005 года, но ГАИ смотрела на отсутствие полисов сквозь пальцы.

Теперь страховые компании рассчитывают, что соберут с семи миллионов автовладельцев до 3 миллиардов гривен премий в год.

Для сравнения, за прошлый год было собрано всего 443 миллиона гривен от этого вида страхования.

Украинские водители и автоинспекторы готовы к введению обязательного автострахования ОСАГО.

По словам президента Моторно-транспортного страхового бюро Украины (МТСБУ) Владимира Романишина уже напечатано 1,4 миллиона стикеров, указывающих на наличие обязательной страховки. Страховые компании начнут выдавать их своим клиентам с 17 июля. Отдельно за спецзнак владельцам транспортных средств платить не нужно, а вот полис «автогражданки» покупать придется. Он обязателен для всех, кроме участников войны и инвалидов первой группы, за которых страховку платят из фонда МТСБУ.

И руководство ГАИ, и Владимир Романишин в один голос заявляют, что введение стикеров вместе с контролем ГАИ (стикеры являются не документом, а всего лишь визуальным подтверждением наличия документа) позволят увеличить число автовладельцев, купивших полис с 20% до 99,5%. Что, в свою очередь, даст возможность получить компенсацию большему числу людей, пострадавших в ДТП.

Согласно закону, лимит ответственности (максимальная сумма возмещения) на одного потерпевшего (если причинен вред его жизни и здоровью) составляет до 51 тысячи гривен. Однако с выплатами в данном случае не все так просто. По словам генерального директора Ассоциации страхователей Украины Леонида Хорина, из-за нечетко прописанного в законе лимита ответственности, получить 51 тысячу гривен практически невозможно. В случае гибели страховщики ограничиваются, как правило, компенсацией ритуальных услуг.

Доходы вырастут вдвое

В свою очередь, страховщики на всеобщем страховании могут неплохо заработать. Во-первых, по данным ГАИ в Украине насчитывается около 7 миллионов транспортных средств, владельцам которых придется покупать страховку. Если верить данным МТСБУ, то средняя стоимость полиса в этом году составляет 204 гривни. Получается, что при «тотальном» страховании рынок может заработать около 1,4 миллиарда гривен в год. Для сравнения: по данным МТСБУ в 2006 году было собрано 443 миллиона гривен.

Кроме того, специалисты утверждают, что при повсеместной проверке полисов «автогражданки» резко сократится количество «коротких» страховок (на 15-30 дней, которые сегодня покупают многие автовладельцы на время прохождения техосмотра) и увеличится количество «годовых» полисов. Следовательно, увеличится средняя стоимость полиса. И размер собираемых страховщиками премий вырастет, как минимум вдвое. Так, по словам председателя правления страховой компании «Дженерали Гарант» Юрия Лахно, сумма собранных премий может увеличиться до 2,5-3 миллиардов гривен в год.

Негосударственный хранитель миллиардов

Напомним, чтобы продавать полисы страхования, нужно стать членом МТСБУ — негосударственной организации, которая по закону считается неприбыльной и существует за счет отчислений страховщиков. Чтобы стать членом МТСБУ, страховщику нужно заплатить минимум 100 тысяч евро и ежегодно делать отчисления с премий. Моторное бюро распоряжается четырьмя фондами, один из которых — фонд выплат потерпевшим по полисам «автогражданки».

Сколько денег аккумулировал сегодня этот фонд, в МТСБУ не ответили, ограничившись общей фразой «достаточно для выплат». Однако он является не только гарантией выплат пострадавшим от ДТП, но и источником дополнительных доходов для страховщиков. Ведь по закону Бюро может размещать средства фонда на депозитах и в ценных бумагах, а доход — выплачивать компаниям-членам МТСБУ. Кому и сколько было выплачено, Бюро не сообщает, однако известно, что деньги размещаются только на банковских депозитах. По самым приблизительным и скромным подсчетам, члены Моторного бюро могли заработать на депозитах около 20-30 миллионов гривен. К сожалению, точную информацию МТСБУ не обнародует.

Не удалось выяснить в этой организации, и сколько страховщики вносят в фонд финансирования самого Бюро. В данном случае трудно не согласиться с господином Хориным в том, что эта организация с каждым годом становится все более закрытой.

Кстати, в Госфинуслуг «ДЕЛУ» затруднились ответить на вопрос: а что будет с выплатами, если эта организация вообще прекратит свое существование? Там свято верят, что этого просто не может быть.

Правда, в связи с ожидаемым «приростом» рынка, контроль государства за этой неприбыльной организацией, которая распоряжается миллиардами гривен автовладельцев, планируют все-таки усилить. Пока что только введением представителя Госфинуслуг в президиум МТСБУ.