Справа на фото — премьер-министр Великобритании Гордон Браун. 7 июня, незадолго до своего вступления в должность, он принял участие в первой в Европе торжественной заправке биодизельным топливом локомотива одного из самых современных поездов — Virgin Voyager группы Virgin, принадлежащей известному миллиардеру Ричарду Брэнсону.

Сам Брэнсон стоит слева на фото с заправочным пистолетом в руках. Но речь пойдет не о жизни премьер-министров и миллионеров, а о новых технологиях.
Надо думать, все последующие заправки выполнит никому не ведомый работяга, но из первого пробега своего суперпоезда на новом виде топлива В-20 Брэнсон сделал рекламную конфетку. В этом топливе 20% биодизельного горючего, производимого из растительного сырья, и 80% обычной солярки. 

Во время церемонии премьер Гордон Браун отметил, что намерен превратить Великобританию в мирового лидера в области развития экологически чистых видов топлива. «Я думаю, что они будут играть основную роль в наших усилиях по сокращению выбросов и в борьбе с изменением климата», — добавил г-н Браун. 

На пути к этой цели предприятия Брэнсона будут иметь не последнее значение. После шестимесячных испытаний данного экземпляра биопоезда миллионер намерен перевести на B-20 все «Вояжеры», что сократит выброс углекислого газа на 34,5 тысячи тонн ежегодно, сообщает компания. А со временем, с некоторыми изменениями в двигателе, эти поезда могут быть переведены и на 100-процентное биодизельное топливо. 

Конечно же, биодизельное топливо при сгорании дает выброс углекислого газа. Но это тот углекислый газ, который был поглощен из атмосферы в процессе роста растений, продуктом переработки которых является биодизельное топливо. Таким образом, его использование не нарушает естественного баланса углекислого газа в природе. В этом и состоит его, так сказать, «прикол». 

Необычный поезд присоединился к другим мировым новинкам в области «зеленых» технологий на железной дороге: первому гибридному «Зеленому козлу» из США, японскому водородному вагону NE-train — первому поезду на топливных элементах, и первому поезду на биогазе из Швеции. 

«Козлами» на американских железных дорогах называют маневровые локомотивы, сортирующие вагоны на железнодорожных узлах. Типичный режим работы такого «козла» — короткие пробеги с длинными простоями между ними (обычно — с работающим дизелем), частые разгоны и торможения на низкой скорости. В общем, для могучего тепловозного двигателя совершенно неоптимальный режим. 

Поэтому инженеры взяли старый локомотив и заменили его многотонный тепловозный двигатель мощностью в пару тысяч лошадиных сил на маленький автомобильный шестицилиндровый дизель всего в 290 лошадиных сил, дополнив его огромным блоком свинцово-кислотных аккумуляторов, способных выдавать на тяговые электромоторы локомотива мощность в 2 тысячи лошадиных сил. Их емкость составила 1,2 тысячи ампер-часов при напряжении 600 вольт. А дизель используется лишь для зарядки аккумуляторов и для поддержания оптимального уровня их заряда. 

В настоящее время в США работает примерно 15 тысяч маневровых локомотивов, которые впустую тратят тысячи тонн топлива. Их замена «зелеными козлами» даст ощутимую экономию, а стоит такой «козел» даже меньше, чем новая машина, построенная по старой схеме. 

А что же такое NE-train? Это моторный вагон для пригородных линий, испытания которого начались на японских железных дорогах. Не все они электрифицированы. Поэтому на них до сих пор используется дизельный привод. Но электромоторы этого поезда питаются от двух 65-киловаттных водородных топливных элементов. Они, в свою очередь, соединены с водородными баллонами. И, естественно, при торможении энергия поезда частично возвращается в аккумуляторные батареи, позволяя дольше двигаться на одной заправке. Пока водородный NE-train лишь проходит испытания. Но в середине следующего года, по плану компании, он должен начать возить пассажиров на линии Нагано-Яманаши. 

А шведская компания Svensk Biogas построила первый в мире поезд на биогазе — продукте переработки органических отходов. Эта машина вмещает до 54 пассажиров. С сентября 2005 года она начала курсировать на линии Linkoeping-Vaestervik (80 километров) вдоль восточного побережья страны. Пробег поезда на одной заправке составляет 600 километров, а максимальная скорость — 130 километров в час. В движение этот вагон приводят два автобусных двигателя, приспособленных к работе на биогазе. В последние годы большое внимание созданию биотоплива уделяется и на Украине.
 
Но новые технологии в железнодорожный транспорт внедряются не только в сфере топлива. Компания Hitachi Rail Systems, являющаяся железнодорожным «ответвлением» знаменитой японской фирмы, больше известной у нас по бытовой электронике, разработала целую концепцию, на базе которой создала серию электричек. 

Инженеры компании заменили в конструкции вагонов сталь алюминиевыми сплавами, снизив таким образом расход энергии на приведение их в движение, а сложности со сваркой алюминия решили экзотическим способом, применив сварку трением: вдоль стыков панелей передвигается быстро вращающийся цилиндр, торец которого разогревает края панелей.
Они задумались и над такой проблемой, как монтаж внутренней начинки поезда: со всеми проводами и шлангами, обивкой интерьера, освещением и так далее. Операция долгая и трудоемкая, равно как и демонтаж всего хозяйства. А это влияет и на стоимость поезда, и на его ремонтопригодность. Почти весь интерьер вагона (потолок и стены) собирается из крупных элементов в отдельном цеху. Затем интерьер просто вдвигают в пустой корпус вагона, словно закрывают две половинки пенала или коробка спичек. Начинка кабины машиниста или, скажем, кабинка с биотуалетом внутри также выполнены по принципу очень крупных модулей, легко вставляются внутрь корпуса и легко извлекаются. 

Аналогично стыкуются под полом целые ветви электрических и прочих сетей. Наконец, как целый узел пристыковывается «мордочка» поезда со стеклами, фарами и закругленными панелями, выполняющими аэродинамические и дизайнерские функции. 

Такой поезд-конструктор позволяет с минимальными трудностями совершенствовать его уже во время эксплуатации, просто заменяя модули на более свежие, придуманные фирмой для данной модели. Правды ради надо заметить, что по Японии такие электрички бегают уже с 1999 года, а для нас это — безусловный «писк».