Прошедшая неделя надолго отправила харьковчан в нокаут. Трагедия на Сумской, унесшая жизни пятерых человек, стала настоящим шоком для всего города и отодвинула остальные темы на второй план.



В радиовыпуске зучит песня Юрия Шевчука
«Это все, что останется после меня»

Однако в понедельник, как говорится, ничто не предвещало беды. И самой обсуждаемой темой было отопление. В вопросе «А у вас уже включили?», с которого начинался любой разговор, уточнять, о чем речь, не требовалось. И, надо признать, таки включили. Некоторым, правда, пришлось немного померзнуть в ожидании чуда, но оно все-таки случилось. А это значит, что осень с ее первыми заморозками, унылыми дождями и кострами из листьев, которые, несмотря на многочисленные предупреждения, продолжают жечь харьковчане, утвердилась окончательно и бесповоротно.

Во вторник интересная новость пришла из Львова – там начальник управления образования горсовета Зоряна Довганик запретила собирать деньги с родителей школьников и детсадовцев. Согласно приказу, работникам учебных заведений, а также родительским комитетам и участникам учебно-воспитательного процесса категорически запрещено собирать наличные деньги с родителей учеников и воспитанников учебных заведений Львова для решения финансовых вопросов, связанных с улучшением материально-технического обеспечения, проведения ремонтных работ, празднования юбилейных и праздничных дат и т.д. Начинание, безусловно, благое (в Харькове, например, активисты безуспешно борются за подобный приказ не первый год). Теперь надо попросить Зоряну, раз она это умеет, запретить чиновникам брать взятки, продавцам – грубить покупателям, а депутатам – прогуливать заседания Рады и принимать  идиотские законы. Глядишь, и заживем тогда.

Кстати о Раде. С самого утра возле здания с куполом «вирували пристрасті». Центральные улицы Киева, где расположены Верховная Рада и Администрация президента, оцепили усиленные наряды правоохранителей, призванные оборонять  депутатов и прочих… важных людей от участников митинга, который в народе метко прозвали Михомайданом. Участники акции под предводительством этого самого Михо выдвинули власти три жестких требования: создание Антикоррупционного суда, отмена депутатской неприкосновенности и проведение избирательной реформы. Первым отреагировал президент. Он тут же внес в ВР новый законопроект об отмене депутатской неприкосновенности. Надо признать, подобную инициативу он проявлял и ранее, однако предыдущий документ так и не был рассмотрен Верховной Радой и со временем протух: в нем шла речь о снятии иммунитета не только с депутатов, но и с судей, которых позже лишили самого дорогого в процессе судебной реформы. Казалось бы, ну что такого – с этих можно и повторно снять, но «расстреливать два раза уставы не велят», как пел Владимир Семенович. А потому пришлось на скорую руку клепать новый проект, уже без судей.

Почему эти вопросы так волнуют Михеила Николозовича, как-то не совсем понятно. Избираться в ВР по любой из существующих в мире схем – хоть с неприкосновенностью, хоть без – ему не светит, поскольку у него отняли украинское гражданство, и под суд, пусть даже антикоррупционный, надо думать, он тоже не собирается. В общем, без пол-литры тут точно не разберешься.

Впрочем, с пол-литрой тоже проблематично, ибо с начала года спиртное в Украине подорожало на 18%. Не, ну а что? Логично. Пенсии выросли – алкоголь подорожал. Чтобы, так сказать, не зажрались. Или, точнее, не нажрались. Так сказать, система сдержек и противовесов в действии.

Среда началась, как обычный день, без плохих предчувствий и недобрых знаков. Харьковчане обсуждали заглянувший на Центральный рынок «Ревизор», предстоящую реконструкцию Сергиевской площади, вспышку гепатита в области, новые правила приема в вузы и съемки сериала на территории ХПИ.

А вечером их ошарашила новость о том, что в самом центре города автомобиль налетел на пешеходов, стоявших на переходе в ожидании зеленого света. Как сообщили в Главном управлении Нацполиции в Харьковской области, авария случилась около 20:45. Столкнулись автомобиль Lexus RX 350 и Volkswagen Touareg. После удара внедорожник врезался в столб, перевернулся и вылетел на тротуар. Погибли пять человек.

В четверг выяснилось, что за рулем автомобиля-убийцы была 20-летняя студентка Елена Зайцева, которую тут же задержали. По совместительству она оказалась приемной дочерью харьковского бизнесмена Василия Зайцева, президента ООО «Группа – Тайфун», который в данный момент также является председателем правления и генеральным директором ЧАО «ПТП «Укрэнергочермет», которое работает на рынке энерготехнологий. В 2012 году Зайцев удостоился государственной премии в области науки и техники. Весь этот список титулов и заслуг отчима позволил харьковчанам сделать безапелляционный вывод – мажорка. И заставил усомниться в том, что виновница трагедии понесет заслуженное наказание.

Кстати, как выяснилось, водитель второго авто тоже не из простых. 59-летний бизнесмен Геннадий Дронов занимается продажей продуктов питания и табачных изделий, а также предоставляет в аренду недвижимое имущество. Ранее у него был еще один бизнес, классифицированный как розничная торговля с лотков, однако в 2015 году он закрыл его.

Позже медики сообщили, что трое пострадавших находятся хоть и в стабильном, но крайне тяжелом состоянии: беременная женщина пребывает в состоянии медикаментозного сна, а за жизнь двух сестер Оксаны и Дианы медикам придется серьезно побороться.

Комментируя произошедшее, министр внутренних дел Арсен Аваков отметил, что «необходимо немедленно, до конца текущего года принять находящиеся в парламенте и правительстве законодательные акты, позволяющие ввести в действие: повсеместное применение процедур автоматической видеофиксации нарушений и жесткие штрафы; радикальное ужесточение наказания за вождение автомобилей в пьяном виде».

«Я прошу парламент в ближайшие недели дать МВД этот инструмент регулирования. Все поправки и уточнения к действующим законам, позволяющие реально радикально остановить «войну на дорогах» уже внесены и согласованы с профильным комитетом Верховной Рады», – сообщил он.

В пятницу Харьков начал понемногу отходить от шока. Впрочем, целый день внимание жителей города и не только было приковано к заседанию суда, на котором избиралась мера пресечения для Елены Зайцевой. Однако сквозь боль и растерянность до харьковчан начали доходить и другие новости.

В частности, стало известно, что Польша отказала Венгрии в подписании совместного письма украинским властям относительно закона об образовании в Украине.

«Я не буду политизировать эту проблему, учитывая сложности Украины из-за российской агрессии. Я убежден, что эту ситуацию можно решить мирным, менее эмоциональным способом», – заявил министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский.

Возможно, благодаря такой реакции польського МИДа Венгрия несколько поумерила свой пыл (по многим признакам подогреваемый извне) и изменила-таки неоправданно жесткую риторику, которой грешила до сих пор. В итоге украинская сторона обязалась не менять модель обучения в венгерских школах до получения заключения Венецианской комиссии, а оппоненты клятвено заверили, что им понятна позиция Украины в той части, что все должны хорошо разговаривать на государственном языке и понимать его.

Резонансная новость пришла и из Польши. Правительственная подкомиссия по расследованию Смоленской катастрофы подтвердила слова министра нацобороны Антония Мацеревича, который несколько дней назад заявил, что на одном из регистраторов параметров движения правительственного Ту-154М, разбившегося под Смоленском, зафиксирован взрыв на борту самолета. Будет ли этот факт иметь громкие международные последствия, пока неясно, но то, что сторонников польско-российской дружбы со стороны Польши не прибавится, – это точно.

А смешная новость, как это водится, пришла из-за другой границы. В ответ на опубликованную в СМИ информацию о том, что экс-прокурор Крыма и нынешний депутат Госдумы РФ, а также защитница духовних скреп и поклонница Николая II Наталья Поклонская до сих пор остается гражданкой Украины, «няша» всея Рассеи поведала пикантную историю о том, что этого самого… гражданства ее нежно, но уверенно, лишил сам Легитимный, причем не чем-нибудь, а… указом, и не где-нибудь, а в Ростове-батюшке. И что ж бедной прокурорше делать? Замуж-то теперь никто не возьмет… Придется в монахини податься – ее к этому уже и в России многие призывают. А у нас так вообще беспрестанно о том молятся.

К вечеру, несмотря на опасения харьковчан о том, что суд станет на сторону папиной дочки Елены Зайцевой, было принято решение о ее аресте сроком на два месяца и – что самое важное – без права внесения залога. В ходе заседания также выяснилось, что в крови подозреваемой обнатужены опиаты, тем не менее виноватой в гибели пяти человек Елена Зайцева себя не считает.

В выходные харьковчане продолжили скорбить по погибшим в страшном ДТП. Каджый день на место трагедии люди приносят цветы. Любимое место встречи – Градусник – отныне превратилось в мемориал.