В Ассоциации гидов бьют в набат: проблема презентации Харькова туристам заключается в том, что экскурсоводы преподносят очень много неправдивой информации.

Нужны ли Харькову городские легенды и увлекающие экскурсантов мифы либо в рассказе гида не должно быть и капли выдумки? И почему у Харькова до сих пор нет своего бренда? На эти темы активно дискутируют гиды, историки и неравнодушные харьковчане.

Экскурсовод, встречающий группу туристов, является посланником города, который представляет Харьков гостям, считает президент Харьковского отделения Всеукраинской ассоциации гидов, руководитель проекта «Уникальный Харьков» Наталья Буйнова. Информация, которую он преподносит, должна быть не только интересной, но и выверенной. Однако зачастую экскурсоводы сталкиваются с проблемой, где раздобыть действительно правдивые данные по истории города для презентации Харькова туристам. В результате гостям зачастую рассказывают какие-то вымышленные истории, совершенно не соответствующие действительности.

— Допустим, говорят, что крупный сахарозаводчик Харьковской губернии Леопольд Кениг жил в Шаровке, был бароном и имел молодую жену. Однако нигде в исторических документах такой информации нет! — сетует Наталья Буйнова.

Исследователь Харькова Антон Бондарев подтверждает: Бывает, что ради интереса гиды грешат использованием неправдивой информации – ведь никто не будет проверять.

— Так человек, приезжая в Харьков, вдруг узнает что это город слонов, потому что экскурсовод посчитал нужным рассказать, предположим, что там, где стоит Ника, некогда паслись стада мамонтов. Вроде бы любопытно. Но это же искажение реальности, — разводит он руками. — Ну не Богдан Хмельницкий основал Императорский харьковский университет, ну не был Тарас Шевченко его ректором. Тем не менее такие пвсевдофакты можно услышать из уст экскурсоводов. Почему мы вечно рассказываем, что в Харькове всегда подавлялось все украинское? Почему не говорим, что украинский Харьков сделал всех до 1917 года – это и съезд бандуристов, и украинские газеты, куча достижений…

Такая ситуация, по мнению члена Всеукраинской ассоциации гидов Надежды Акимовой, сложилась еще и потому, что гидом сейчас себя считает каждый второй.

— Гидами выступают учителя и даже водители. В моей практике был случай, когда водитель экскурсионного автобуса сказал туристам: «Вы знаете, в следующий раз не заказывайте гида, я все знаю и сам проведу экскурсию по всем объектам», — поделилась она. — Я давно работаю в сфере туризма, и у нас всегда были методички с четкими указаниями: объект, описание, показ и т.д. Сейчас каждый поет, что видит. У нас очень много экскурсоводов, которые, позиционируя себя как профессионалов, выдумывают истории, рассказывают сказки: с этого балкона кто-то спрыгнул, а на этом – кто-то повесился. Я чуть не упала, когда это услышала. Или что в 1709 году Наполеон был в Полтаве – такое тоже вещал один из «гидов» на праздновании улицы Багалея в Харькове.

Придумывать мифы – это просто глупость


Сегодня не представляет никакого труда докопаться до достоверной информации.

— Огромнейший пласт материала по Харькову находится не только в архиве, но и в открытом доступе. Огромное количество информации оцифровано, и ею можно пользоваться, — говорит исследователь Харькова Антон Бондарев. — Поэтому быть честным и проверять информацию гиду никто не мешает.

Те, кто пишет о Харькове, тоже несут колоссальную ответственность, подчеркивает исследователь.

— Ведь экскурсовод, который вещает о графе Шидловском в Мерчике или о бароне Кениге, где-то взял эту информацию – в той же «Википедии», например, или какой-нибудь неэтичный журналист это написал. А гид несет в массы, — сетует Антон Бондарев. — Поэтому профессиональный экскурсовод обязан проверять истории, проверять информацию, ссылаться на источники, — никто ему этого не запрещает.

По мнению этнолога и историка-музееведа Валентины Сушко, экскурсия, безусловно должна быть интересной, захватывающей.

— У Харькова настолько многогранная и богатая история, что придумывать мифы – просто глупость, — уверена она.

Популяризаторы рассказывают сказки


Для решения проблемы Надежда Акимова предложила централизацию гидов.

— Кто-то должен этим заниматься, следить, о чем рассказывает человек. Раньше у нас были учебные экскурсии, мы все публично выступали, а слушателями были коллеги-профессионалы. Присутствовали на таких экскурсиях историки, архивисты, представители департамента туризма. И тогда это выходило на какой-то уровень. Сейчас ничего подобного не происходит, поэтому, как мне кажется, проблема не в том, что именно говорит экскурсовод, а в том — на каком основании он это делает, если у него нет сертификата, диплома или других документов, подтверждающих его профессионализм.

С таким предложением категорически не согласна руководитель проекта «Закон на защите культурного наследия Украины» Елена Рофе-Бекетова.

— Не вижу необходимости в централизации этого дела, — говорит она. — Кому-то не понравится манера изложения информации одним гидом, кому-то не подойдет другой. Конечно же, неплохо иметь какой-то центр гидов – чтобы люди объединились, чтобы у них было профессиональное сообщество. Однако это совершенно не мешает людям, которые выступают сами по себе, демонстрировать свои знания и рассказывать об истории Харькова. И слава богу, что у нас есть популяризаторы, которые рассказывают сказки. Я совершенно не против, особенно если они предупреждают о том, что это миф. Есть сухие факты, есть архив, а есть – толкование. И это не значит, что мы должны запретить какую-то трактовку тех или иных исторических событий, тем более, если человек предупреждает, что это вольное изложение событий.

По мнению Елены Рофе-Бекетовой, любую экскурсию можно разделить на два основных типа – познавательные (для школьников, для людей, которые интересуются конкретной историей) и популярные (именно для туристов, для развлечения).

— И такие экскурсии будут не похожи друг на друга, как научная конференция не похожа на встречу друзей на фестивале или форуме, — предполагает она. — Не понимаю, почему мы должны отказываться от городских легенд, мифов. К примеру, мой любимый персонаж – Ходжа Насреддин. Я уверена, в любом городе Средней Азии найдутся люди, которые расскажут вам, что Ходжа Насреддин сидел именно в этой чайхане, звенел медяками над ухом трактирщика. Одно другому не мешает. Жизнь многолика и многогранна.

Многие, по словам Елены Рофе-Бекетовой, интересуются именно городскими легендами.

— Харьковское отделение Всеукраинской ассоциации гидов пытается найти новую форму, новый формат работы, чтобы соединить исследователей, гидов и сделать наши экскурсии интересными и правдивыми. Я против мифов, – настаивает Наталья Буйнова. –  Что мешает настоящей истории быть интересной? Ведь даже архивные данные — это не всегда сухой материал. Там есть очень интересные события, которые нужно поднимать. История Харькова сейчас в поиске, она только начала развиваться…

Харьков еще не нашел свое лицо


По мнению Натальи Буйновой, Харьков до сих пор не может найти своего бренда, потому что харьковчане плохо знают историю.

— Когда возникает вопрос, какой бренд выбрать для Харькова, мы начинаем теряться. Город у нас и научный, и образовательный. В Запорожье, например, Харьков сейчас хит сезона. Приезжают по двести человек. Что они смотрят? «Фельдман экопарк» и парк Горького. У них такая ассоциация: Харьков – город парков, — рассказывает Наталья Буйнова. — Но ведь в Харькове очень много интересного и помимо парков. Взять, например, Харьков 1930-х годов. Это потрясающий опыт людей, которые жили в период перемен. И мы сейчас тоже живем в период перемен. И нам невероятно сложно – мы перестраиваемся, наше сознание меняется. Ради чего еще можно приехать в Харьков? Да ради того же «ЕрмиловЦентра», ради шикарных клумб или чтобы увидеть картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В Запорожье такой картины нет.

При этом, по мнению Натальи Буйновой, должна быть четкая связка: историки и популяризаторы истории. Одними из таких популяризаторов могут быть гиды, которые способны это делать легко, непринужденно, с харизмой.

— И чем лучше харьковчане будут знать свою историю, тем легче будет искать свой бренд, свое лицо, — уверена она.

К сожалению, по словам председателя ассоциации гидов, в нашем городе нет хороших кафе с харьковским контентом. Таких, какими богат, например, Львов.

— Мы разговаривали на эту тему с предпринимателями, но у них один аргумент: никто туда ходить не будет, — говорит Наталья Буйнова. — В прошлом году появился паб «Лесь Курбас». Наконец-то харьковская тема – я мчусь туда посмотреть. И что я вижу? К сожалению, ни в интерьере, ни в обслуживании ничего не вдохновляет привести туда туристов. Почему-то висят афиши XIX века, в не 1920-1930-х годов. Место, в принципе, было выбрано неплохое, но беда в том, что даже в Харькове не все знают, кто такой Лесь Курбас, особенно молодежь, увлекающаяся пивом. В результате кафе закрылось, произошел ребрендинг… А ведь у нашего города столько поводов открыть интересные места! Харьков пока еще в начале пути в деле исследования своей истории.