18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории человечества совершил выход в открытый космос с борта корабля «Восход-2», пилотируемого летчиком-космонавтом СССР Павлом Беляевым.

В подготовке космонавта к первому шагу непосредственное участие принимали харьковчане.

Своими воспоминаниями об этом с нами поделился постоянный подписчик «Вечернего Харькова» Гари Гамуля, который во время проведения испытаний по программе «Выход в открытый космос» был начальником отдела термовакуумных испытаний ФТИНТ.

Кстати, на память об этом историческом событии у него сохранился кусок фал-троса, которым космонавта, шагнувшего в открытый космос, «привязывали» к космическому кораблю. Именно над его испытанием и трудились харьковские ученые.

Над проектами выхода в космос одновременно трудились СССР и США

Проблема возможности работы человека в открытом космическом пространстве волновала пионеров космонавтики задолго до первого полета человека в космос. И это не удивительно. Ученые и инженеры хорошо понимали, что космонавты не могут всегда летать в космических кораблях, защищенных от губительного воздействия на них факторов космического пространства, в том числе и глубокого вакуума, солнечного излучения и потоков космических частиц.

— Выход космонавтов в открытое космическое пространство в первую очередь обусловлен необходимостью проведения ремонтных работ и замены научного оборудования установленного на внешней стороне космических аппаратов (КА) и орбитальных научных станций, — говорит Гари Гамуля.

Для выхода космонавта в открытый космос, по словам специалиста, необходимо позаботиться не только о специальном обмундировании, но и о полной работоспособности всех механизмов внутри корпуса космического аппарата после его кратковременной разгерметизации.

— Во-первых, надежный скафандр, способный в течение заданного времени защищать космонавта от воздействия губительных факторов космоса и позволяющий ему выполнять различные задания и научные эксперименты. Во-вторых, необходимо обеспечить безопасность космонавта, в том числе возможность гарантированного возврата в космический аппарат, — перечисляет Гари Гамуля. — И в-третьих, все агрегаты, пульты управления, научное оборудование и механизмы, находящиеся внутри герметичного корпуса космического аппарата, должны полностью сохранять свою работоспособность после его кратковременной разгерметизации в штатном или аварийном режиме при выходе космонавта.

По словам Гари Гамули, проекты по выходу человека из космического аппарата одновременно разрабатывались в СССР и США.

— Рассматривались два основных варианта: выход через специальную шлюзовую камеру, без разгерметизации самого космического аппарата (СССР) и выход с полной разгерметизацией (США), – уточняет он.

Первый шаг снимался на камеру

СССР реализовал «шлюзовый» вариант, без разгерметизации космического аппарата.

— Для этого на космическом корабле «Восход» была дополнительно установлена шлюзовая камера (кодовое название «Волга»), — продолжает Гари Гамуля. — Шлюзовая камера имела форму длинного цилиндра с люком на верхнем торце и состояла из 36 надувных секций из воздухонепроницаемого материала, разделенных на три изолированных друг от друга группы. Камера сохраняла свою форму даже в случае выхода из строя двух из них. Шлюзовая камера сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины с помощью специального механизма с электроприводом или вручную. Управление электроприводом осуществлялось с пульта корабля. Для выхода космонавта непосредственно в космическое пространство служил люк в верхней части шлюзовой камеры, снабженный герметизирующей крышкой, которая также могла открываться автоматически или вручную.

В самой же шлюзовой камере, по словам специалиста, были размещены две кинокамеры для съемки процесса выхода и входа космонавта, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.

— Шлюзовая камера располагалась вне жесткого корпуса космического корабля. При выходе на орбиту в свернутом виде она размещалась под обтекателем корабля. В космосе камера надувалась воздухом. А после возвращения космонавта в космический аппарат перед спуском на Землю основную часть шлюзовой камеры отстреливали, и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде — имея лишь небольшой выступ в области выходного люка, — разъясняет Гари Гамуля. — Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску шлюзовую камеру. Для этого им нужно было облачиться в скафандры и, полностью разгерметизировав космический аппарат, высунуться в отверстие люка.

Как харьковчане испытывали фал-трос

Для страховки космонавта и возможности его возвращения в космический аппарат использовался специальный фал-трос из многослойных натуральных и синтетических волокнистых материалов.

— Во второй половине 1964 года образцы этого фал-троса прошли длительные и всесторонние испытания в Харьковском физико-техническом институте низких температур АН Украины (ФТИНТ НАНУ им. Б.И. Веркина), в котором к этому времени были разработаны и изготовлены уникальные криовакуумные имитаторы условий открытого космического пространства, — рассказывает Гари Гамуля. — С помощью специальных приспособлений фал-трос и его отдельные составляющие (каболки и оболочка) испытывались на статическую и динамическую прочность на разрыв, на многоцикловый изгиб, скручивание и растяжение в вакуумных камерах ФТИНТ в диапазоне температур 80-375 К, под воздействием интенсивного видимого и инфракрасного солнечного излучения, облучения вакуумным ультрафиолетом и ультрамягким рентгеном (имитация коротковолнового излучения Солнца) и потоками космических частиц протонов и электронов.

Все испытания, по словам специалиста, проводились в присутствии представителей заказчика и разработчика фал-троса.

— Фал-трос успешно выдержал все испытания и был рекомендован для использования в космическом эксперименте по первому выходу человека в открытое космическое пространство, — отмечает Гари Гамуля. — Подробный научно-технический отчет об этих испытаниях был отправлен заказчику в начале декабря 1964 года спецпочтой.

Как Леонов в космос шагал

Когда планировался выход из космического корабля и кто будет первым человеком, вышедшим в открытый космос, тогда еще было не известно.

— 18 марта 1965 года мы и весь мир узнали, что летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля «Восход-2», пилотируемого Павлом Беляевым, — рассказывает Гари Гамуля. — ТАСС сообщило, что в 11 часов 34 минуты 51 секунду летчик-космонавт СССР Алексей Леонов вышел в космическое пространство, выполнил предусмотренные программой наблюдения и эксперименты, в ходе которых пять раз отходил от космического аппарата, сначала на один метр для ориентации в новых условиях, а затем четыре раза на всю длину фал-троса, то есть на 5,35 метра.

Управление же шлюзованием осуществлял командир корабля Павел Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться Алексеем Леоновым с пульта, установленного в шлюзовой камере.

— В 11 часов 47 минут Алексей Леонов вошел в шлюзовую камеру корабля, а в 11 часов 51 минуту 54 секунды, после того как был закрыт люк шлюзовой камеры и камера наполнилась воздухом, открылся люк космического аппарата и Алексей Леонов благополучно в него возвратился, — продолжает Гари Гамуля. — С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.

В открытом космосе – 12 минут 9 секунд

Алексей Леонов фактически находился в открытом космическом пространстве 23 минуты 41 секунду.

— Однако по положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента его появления в обрезе шлюзовой камеры (выходного люка космического аппарата) до входа обратно в шлюзовую камеру, — уточняет Гари Гамуля. — Поэтому время нахождения Алексея Леонова в открытом космическом пространстве вне космического корабля официально считается равным 12 минут 9 секунд.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 9 секунд и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 километра.

— ФАИ присудила Алексею Леонову высшую награду — золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, летчику-космонавту СССР Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ, — продолжает Гари Гамуля.

Технические же подробности этого космического полета – очень волнительные – стали широко известны значительно позже.

Первый шаг всегда останется первым

Первым американцем, побывавшим в космосе, был Эдвард Уайт, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время полета на корабле «Джемини-4».

— Продолжительность его пребывания в открытом космосе составила 22 минуты. Этот эксперимент был осуществлен по схеме с полной разгерметизацией космического аппарата, то есть по американской модели, — уточнил Гари Гамуля.

За прошедшие годы круг задач, решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций, значительно расширился, говорит специалист.

— Постоянно проводилась и проводится модернизация скафандров. Как следствие — многократно возросла продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход, — говорит Гари Гамуля. — Выход в открытый космос сегодня — обязательная часть программы всех экспедиций на Международную космическую станцию. Во время выходов космонавты проводят научные исследования, ремонтные работы, установку нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и многое другое.

Но первый шаг Алексея Леонова навсегда останется первым.

А у Гари Гамули в память об этом событии сохранился кусок фал-троса.

— Правда, он без автографа Алексея Леонова. А жаль! – поделился он.