Спустя четыре года АТО на востоке Украины завершилась – началась операция объединенных сил (ООС).

В чем принципиальное отличие и как это может отразиться на Харьковской области, как приграничной к зоне военного конфликта, выяснял «Вечерний Харьков».

30 апреля в Донбассе завершилась АТО и началась операция объединенных сил. Соответствующий указ подписал президент Петр Порошенко. Это решение стало частью подписанного 20 февраля 2018 года закона о реинтеграции Донбасса, который дает президенту право использовать вооруженные силы в регионе в мирное время «для реализации мер по обеспечению суверенитета страны». Это означает, что Луганская и Донецкая области теперь переходят под полный контроль военных, а ключевую роль в отпоре российской армии будут играть Вооруженные силы, а не СБУ, пояснили «Вечернему Харькову» эксперты.

Чем не угодила АТО?


Политолог Валерий Дудко напомнил, что боевые действия в Донбассе начались как противодействие бесчинствам пророссийских сил на этой территории.

— Противостояние же со стороны Украины тогда начинали не Вооруженные силы, а специальные отряды, будем говорить, волонтерские образования народного ополчения. В дальнейшем руководство этими операциями первоначально взяли на себя органы МВД, а затем были привлечены формирования СБУ и отдельные группы военнослужащих, образованные под их же началом. Так как противодействие приобретало характер боевых операций, туда были включены и военное формирования, которые были дислоцированы в тех регионах. Но общее руководство в основном возлагалось на МВД и СБУ, — рассказывает Валерий Дудко. — Реформирование военных структур и впоследствии – укомплектование воинских формирований осуществлялось уже естественным образом через военкоматы и структуры Вооруженных сил. Расформировывались военные образования, которые возникали стихийно – отряды «Азов», «Днепр» и другие, которые были представлены в большинстве своем добровольцами, которые пошли защищать родину в тяжелое для страны время. Однако как таковых эффективных Вооруженных сил не было, что показал «котел» под Дебальцево, военные операции, которые происходили по всему фронту. В результате пришли к выводу, что должно появиться какое-то отдельное формирование, которое бы отвечало за общее руководство Вооруженными силами, ведущими операции в Донбассе.

Антитеррористическая операция, по словам Валерия Дудко, по сути дела не определяла характер действий, которые осуществлялись в Донецкой и Луганской областях. Поэтому было принято решение об изменении формата ведения военных операцией на этой территории. Общее руководство спецоперациями перешло от СБУ к Вооруженным силам.

— Решающим фактором было то, что мы начали вести боевые действия уже не против, образно говоря, «трактористов» и «шахтеров», а против тех воинских формирований, где кураторами выступали офицеры Вооруженных сил России, а вот бойцами туда были вовлечены те, кто взял в руки оружие на территории Донбасса и Луганщины, — уточнил политолог.

Украинские бойцы смогут адекватно ответить противнику


По словам военного комиссара Харьковского областного военкомата Юрия Калгушкина, руководить операцией объединенных сил будет генерал-лейтенант ВСУ Сергей Наев, которого назначил президент Петр Порошенко. По большому счету объединенные силы – это украинская армия.

— Это означает, что военные получили сейчас больше полномочий. Во время антитеррористической операции действовал устав мирного времени, что существенно ограничивало их действия. Например, прежде чем выстрелить в нарушителя, нужно было сначала предупредить, потом стрелять по ногам и т.д. То есть предпринимались в основном оборонительные действия. Теперь же в случае обострения ситуации с нашей стороны будут приниматься адекватные меры. То есть мы можем идти в контрнаступление — но опять же по распоряжению командующего операцией, — рассказывает Юрий Калгушкин. — С целью борьбы с диверсионными группами, с незаконными вооруженными формированиями на территории Луганской и Донецкой областей, возможно, будут введены временные ограничения передвижения жителей тех районов, введен комендантский час, полностью ограничено передвижение в ночное время, введена пропускная система…

На Харьковщине станет безопаснее


По мнению экспертов, замена АТО на ООС не может не отразиться на Харьковщине.

Как отметил Валерий Дудко, Харьков является приграничной областью с Луганской и Донецкой.

— Сюда выезжают жители Донецкой и Луганской областей — у нас очень много переселенцев, которые становятся на учет и получают пенсии, пособия на территории Украины. Все это, конечно же, наносит отпечаток на режим, который действует на территории нашей области. Так, в прифронтовых районах – Волчанском, Изюмском и других — введен тщательный пропускной режим, осуществляется контроль за характером передвижения населения, автомобильного транспорта. То есть существует масса специальных функций, которые выполняет власть на этих территориях.

Юрий Калгушкин уверен: с введением ООС безопасность Харьковской области повысится.

— Ужесточение правил нахождения в зоне проведения операции объединенных сил — начиная от жителей и заканчивая вооруженными силами – естественно, скажется и на Харьковском регионе, — говорит военком. — Не секрет, сейчас есть случаи задержания разных категорий граждан с оружием и боеприпасами, вывезенными на Харьковщину из зоны АТО. Я думаю, что они сведутся к минимуму. Кроме того, в наш регион просачиваются лица с пророссийскими настроениями, которые готовы организовывать различные провокации, дестабилизирующие действия на территории Харьковской области. Они будут контролироваться более жестко. Также командующий операцией может ввести и комендантский час, и особый режим, и более жесткую систему пропуска не только на востоке, где идут военные действия, но и в нашем регионе. Таким образом, безопасность Харьковской области с введением ООС повысится, — уверен Юрий Калгушкин.