Оказание помощи в выборе профессии, подбор вакансий, подготовка, переподготовка, повышение квалификации, профессиональное обучение — это лишь небольшая часть услуг, предоставляемых специалистами службы занятости тем, кто ищет работу. От правильного выбора профессии зависит дальнейшая судьба не только конкретного человека, но и его семьи, так что значение такого выбора переоценить сложно. Поэтому вопросы трудоустройства и стали основной темой нашего разговора с начальником отдела организации предоставления социальных услуг населению Харьковского областного центра занятости Татьяной Андрющенко.

— Татьяна Викторовна, на страницах «Вечерки» неоднократно уделялось внимание вопросу трудоустройства молодежи. А как обстоит дело с такой категорией населения, как военнослужащие? Ведь в связи с сокращением армии многие из них выходят в отставку, не дослужив до пенсии, и вынуждены искать работу на предприятиях. 
— Найти работу для этой категории довольно нелегко. Ведь в отставку в основном выходит офицерский состав. Как правило, это люди с высшим образованием и трудоустроиться по специальности им намного сложнее. С января по июнь 2007 года на учете в службе занятости Харьковской области состояло 258 бывших военнослужащих. Из них было трудоустроено 107 человек, в том числе 43 получили одноразовую помощь по безработице для организации предпринимательской деятельности, 7 человек были трудоустроены за счет дотаций работодателям на создание дополнительных рабочих мест, 11 человек приняли участие в оплачиваемых общественных работах.
— Что предпринимает служба занятости для помощи в трудоустройстве этой категории безработных? 

— Специалисты службы занятости тесно сотрудничают с руководителями военных частей, получают данные из 9 военных формирований и двух учебных заведений об ожидаемых сокращениях и выезжают непосредственно в части для проведения семинаров с теми, кто попадает под сокращение. К примеру, сотрудники Орджоникидзевского районного центра занятости провели семинары с участием 14 человек этой категории. Эти занятия ориентируют безработных на предпринимательскую деятельность. Также проводятся и мини-ярмарки вакансий, в которых принимают участие такие крупные предприятия, как ГП завод «Электротяжмаш», ТОВ «МАРБЕЛ РОГАНЬ», ООО «Харьковский тракторный завод». В ходе мини-ярмарок военнослужащие непосредственно от работодателей могут получить информацию о потребности предприятий в кадрах, условиях труда, перспективах карьерного роста. Помимо этого, организуются презентации профессий, соискатели получают информацию о востребованности той или иной профессии на рынке труда. Не остаются в стороне и члены семей бывших военнослужащих. В первом полугодии этого года на учете в центрах занятости состояли 17 человек этой категории. Из них трудоустроены шестеро и четыре человека после прохождения профессионального обучения по направлению «Организация малого бизнеса» получили одноразовую помощь по безработице для организации собственного дела. 

— Как быть тем, кому работу не удалось найти сразу? 
— Военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением штатов без права на пенсию, при условии их регистрации в службе занятости в течение месяца со дня взятия на учет в военкомате получают помощь по безработице 360 календарных дней. Для определения размера выплат центр занятости пользуется ведомостями персонифицированного учета застрахованных лиц, которые находятся в Пенсионном фонде Украины. Поскольку с зарплаты военнослужащих не осуществлялись страховые отчисления, то сроки их службы, как и тех, кто был на службе в подразделениях милиции, приравниваются к страховому стажу. 

— Коль речь зашла о страховом стаже. Известно, что с 1 августа 2007 года в центрах занятости изменился порядок расчета материальной помощи по безработице. С чем это связано? 
— Проведенный анализ уровня выплаты пособия по безработице в 1-м полугодии 2007 г. в сравнении с 1-м полугодием 2006 г. показал, что за год он существенно возрос. Причин такого роста несколько. Прежде всего это связано с тем, что вырос прожиточный минимум и, соответственно, выросла сумма максимального размера помощи по безработице. Также уменьшилось количество людей, получавших минимальное пособие по безработице. Зато выросло число тех, кто получал зарплату выше минимальной и чей стаж приравнивается к страховому (военнослужащие и т. д.). Все это привело к тому, что изменился порядок расчета выплат по общегосударственному социальному страхованию на случай безработицы. 

— Какие это изменения? 
— Отныне расчетным периодом выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы является период работы не по последнему месту работы, а по нескольким основным местам работы, если человек отработал по последнему месту работы менее 6 календарных месяцев. Вышеуказанные изменения в Порядке расчета средней заработной платы для начисления пособия по безработице не имеют обратного действия во времени и могут применяться лишь относительно тех лиц, которые обратятся в службу занятости после вступления в силу постановления Кабинета министров Украины от 18.07.2007 г. № 949. 

— Проверяют ли специалисты центра занятости достоверность подаваемых сведений о зарплате? 
— Да, служба занятости вправе направлять запросы работодателю, в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд для проверки достоверности данных, которые являются основанием для предоставления лицу статуса безработного и выплаты материального обеспечения. А пока ожидается подтверждение данных, указанных в справке о доходах, безработный получает минимальное пособие. Если полученная информация отличается от указанных сведений в справке, выясняются причины этого несоответствия. 

— Если в ходе проверки выясняется, что были предоставлены недостоверные сведения о зарплате, что тогда? 

— По результатам проверки составляется акт, который подписывается должностными лицами, проводившими проверку, работодателем и при выявления недостоверной информации безработным. Если безработный отказывается подписывать акт, то об этом делается запись в его карточке. Кроме того, средства полученные обманным путем в виде пособия по безработице, взыскиваются в законном порядке, а безработный снимается с учета в службе занятости и лишается в ближайшие 3 месяца права на получение статуса безработного. Если виноват работодатель, не заплативший страховые платежи, то наказывают работодателя в виде штрафных санкций.