О том, где на целый месяц «застряли» учебники, зачем ставить дитя перед выбором профессии еще в седьмом классе, почему пылятся компьютеры и много другой полезной информации поведала начальник управления образования Ольга Деменко.

Подарочки прямо с порога 

Сегодня в школах прозвенел первый звонок — он дал старт новому учебному году. Субботним утром в каждой школе пройдет один урок — он будет посвящен книге. С понедельника уроки начнутся по расписанию. В нынешнем году в Харькове порог обители знаний впервые переступят 9350 шестилеток — на 400 ребятишек больше, чем в прошлом году. И хотя количество детей в школах все еще продолжает уменьшаться — это значительный прогресс, потому что уменьшение числа первоклашек с каждым годом становится все незначительнее. 

В предыдущие годы всего за один год количество школьников сократилось на семь-десять тысяч человек, за последний год — на три-три с половиной тысячи. Если так пойдет дальше, то через три-четыре года спад количества детей в школах остановится, убеждена Ольга Деменко. Каждый первоклассник получит в подарок от городского головы прописи на украинском и русском языках, на обложке прописей — фотографии с видами родного города. 

Реформу затеяли, а учебники напечатать забыли 

Книга — источник знаний, но черпать знания нынешним семиклассникам пока неоткуда. Как известно, нынешние первые-седьмые классы учатся по новой программе, рассчитанной на 12 лет обучения. Ученики первых-шестых классов учебниками обеспечены практически полностью, а вот седьмые остались без книжек. Из 13 необходимых для седьмого класса учебников Харьков получил лишь три-четыре наименования. Пособий нет ни в школьных библиотеках, ни на рынке — их просто еще не напечатали. Причем ни город, ни область ничего не могут сделать, чтобы ускорить этот процесс. Учебники печатаются в Киеве, лишь потом рассылаются по регионам. 

— А проблема в том, что Министерство науки и образования наступает на одни и те же грабли, — объясняет причину Ольга Деменко. — Начинать этот процесс нужно значительно раньше. Если бы тендер был проведен в январе или феврале — печатание книг началось бы в марте-апреле. Но тендер прошел только в апреле, а в июне только начали печатать учебники на всю Украину. Так происходит седьмой год подряд. А выслушиваю я: каждый день мне звонят 30-40 возмущенных родителей. Конечно, мы бьем в колокола, пишем в министерство, просим. Я не могу объяснить каждому родителю, что не моя вина в том, что их ребенок не получил учебник. И вообще, почему мы должны объяснять? Ребенка приводят в школу — его должны обеспечить учебниками. Но эту проблему удастся решить только к концу сентября. 

На месяц семиклассников оставили без учебников по основным предметам. Книжки еще не напечатали в Киеве. 

На целый месяц семиклассников лишили учебников по основным предметам. Старыми учебниками пользоваться нельзя: они не соответствуют новым программам. Остается уповать лишь на мастерство и компетентность харьковских учителей: преподаватели станут единственным источником знаний. А школьникам придется внимать каждому слову учителя с особым энтузиазмом. Если не считать забытых Министерством образования и науки седьмых классах — остальные школьники учебниками обеспечены на 92%. 

Не все студенты грезят будущей специальностью 
Одна из знаковых примет нынешнего образования — профильная специализация. Над ее внедрением в Харькове работают уже четыре года. Сейчас наметилась тенденция массового получения высшего образования, говорит Ольга Деменко. Если в 70-80 годы студентами вузов становились 20-30% выпускников, то сейчас на студенческой скамье оказываются 90-100% бывших школьников. Причем заветной целью поступления нередко становится только диплом о высшем образовании, говорит Ольга Деменко: даже уже поступив, не все студенты отдают себе отчет в специфике будущей работы, имеют ли они задатки или способности к специальности. Поэтому на уровне допрофильной подготовки — в седьмых-восьмых классах — школа ставит своей задачей помочь молодым людям открыть собственные способности, помочь в дальнейшем росте и самоопределиться. 

Старшая школа функционирует как профильная в большинстве учебных заведений. Если класс не специализированный, он называется универсальным. Профили определяют сами старшеклассники и учителя. Так образовываются физико-математические, гуманитарные, художественно-эстетические или спортивные классы. Основное отличие от обычных: большее количество часов по отведенному профилю. Для них специально разработаны программы и издаются учебники. 

Кроме того, в Харькове создано около 50 авторских программ. Их разработали наши учителя, которые трудятся в гимназиях и лицеях. Эти программы уникальны: подобных в Украине больше нет, уверяет Ольга Деменко. Таким образом, Харьков работает и по государственным, и по «отечественным», харьковским программам. Их утвердить сложно, зато престижно. 

Компьютеры – товар «скоропортящийся» 

В этом учебном году абсолютно все харьковские школы обеспечены компьютерами и подключены к единой сети. В бюджете-2007 Харьковский городской совет заложил на эту программу полтора миллиона гривен — это на полмиллиона больше, чем в прошлом году.
Теперь управленцам не нужно как прежде обзванивать районы и каждую из четырехсот школ, чтобы передать информацию: как и в любом цивилизованном учреждении, сообщения передают электронной почтой. Что же касается обеспечения техникой, предназначенной для школьников, — в городских школах на один компьютер приходится 50 детей, а в школах области — 29. 

— С 1995 года, за все время действия Программы компьютеризации учебных заведений, мы ни разу не получали ни одного компьютера за счет государственного бюджета. Госказна оплачивает только те компьютеры, которые направляются в область. Между тем победы школьников города Харькова плюсуются к областным. Но, например, в этом году область не дала ни одного победителя Всеукраинской олимпиады по информатике, а у нас их девять; ни одного победителя в областной олимпиаде по информатике, а у нас их 63. 
Вопрос не в количестве компьютеров, а в качестве их использования. Какой смысл в том, что современная компьютерная техника будет простаивать, накрытая футлярами? Возможно, ее стоило бы поставить в школы, которые умеют и хотят использовать ее эффективно. В городе компьютеры используются по полной программе. Компьютеры — товар «скоропортящийся». Несколько лет — и они устаревают, — сетует Ольга Деменко.
 
День знаний для самых маленьких 
1 сентября учебный год стартует и в детских садах: здесь начнутся занятия по специальным программам. Что касается дошкольной перспективы — здесь, похоже, намечается сплошь положительная динамика. Уже несколько лет малышей в детских садах становится все больше и, чтобы поспеть за возникшей потребностью, в городе впервые за последние десять лет увеличили и количество детских садов. 

В Харькове откроются дополнительные группы в детсадах и даже новые дошкольные учреждения 

К 1 сентября в уже действующих садиках откроются 58 новых групп. Это количество равняется примерно шести новым детским садам, если учесть, что в типовом детсаду в среднем 12 групп. Еще десять дополнительных групп открыты в учебно-воспитательных комплексах. Кроме того, по решению сессии горсовета харьковским малышам возвращают целых два детских сада. В результате демографических и детсадовских метаморфоз еще 1300 детей смогут получить дошкольное образование. 

Теперь в городе всего 193 детских сада, из них 181 — коммунальной собственности, 6 частных и столько же ведомственных. Там будут работать 1679 групп, их смогут посещать 35097 дошколят. Для города это серьезный прорыв, говорит Ольга Деменко, если учесть, что до недавнего времени в некоторых районах существовала напряженность с нехваткой мест в детских садиках. Сейчас в Харькове детсады посещают почти 65% маленьких горожан — это один из самых высоких показателей по Украине. 

К слову, компьютеризация добралась уже и до детского сада. В этом году впервые дошкольные учреждения получили компьютеры, которые пришлись садикам как нельзя кстати. Ведь детсады, как и школы, получают массу информации и выдают на-гора множество отчетов и других документов. 

— Поток документов колоссальный. Как бедные заведующие раньше набирали документы, как заполняли таблицы — можно только догадываться, — недо-
умевает Ольга Деменко. — Теперь им поставили компьютеры для управленческой и воспитательной деятельности. 

Уже закупили 85 машин, а для 14 дошкольных учреждений приобрели программный комплекс «Эффективный детский сад». В следующем году все сады коммунальной формы собственности будут иметь персональные компьютеры, подключенные к Интернету. 

В детсадах обновляют и оборудование столовых, и стиральные машины, и мебель. Сейчас стоимость питания ребенка в коммунальных детских садах — пять гривен в день. Из них половину оплачивают родители, а половина поступает из городской казны. В среднем пребывание в детском саду обходится мамам и папам в 50 гривен в месяц. Впрочем, родители помогают и в приобретении мелкого инвентаря, постельного белья, чашек-ложек, моющих средств — эти расходные статьи в бюджете не предусмотрены. 

— Мы готовы кланяться родителям в пояс, потому что без их помощи нормальное пребывание детей в садах практически невозможно, — говорит Ольга Деменко.
Перед началом учебного года комиссия проводила смотр-конкурс подготовки детсадов. Все они выглядели настолько ухоженными, что когда определяли первенство — члены комиссии перессорились, призналась Ольга Деменко. 

Сюрприз для директоров 

В этом году в харьковские школы придет более 200 молодых специалистов, обнадежила начальник управления образования. Полностью снята проблема обеспечения школ учителями английского языка — все вакансии уже заняты. Пишутся приказы о доплате для учителей, подготовивших победителей Всеукраинских олимпиад. Доплату получат и руководители учебных учреждений, победивших в конкурсе подготовки к учебному году. 

Сейчас зарплата директоров школ — около тысячи гривен. Руководители нередко получают даже меньше, чем некоторые учителя. Это незаслуженно, считает Ольга Деменко. У директора школы ненормированный рабочий день и отпуск, а уровень обязанностей слишком высок: от того, насколько хороши управленческие, дипломатические качества директора школы, зависит, как будет организована работа всего учреждения.
На днях городской голова Михаил Добкин приехал на менеджерский педагогический форум, поздравил руководительский корпус и преподнес им подарок. С 1 января 2008 года руководители учреждений образования будут получать доплаты. Оклад у каждого директора разный: он зависит от количества классов в школе. Ольга Деменко полагает, что размер доплаты будет около 50% от оклада — примерно от 200 до 400 гривен.