В предвыборный период политическая реклама настигает нас везде, вторгаясь в мозги и души. Журналисты выясняли у ведущих харьковских специалистов, как влияет предвыборный политический абордаж на наше психическое здоровье.

Создание «как бы личностей» 

В начале разговора доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологического консультирования и психотерапии университета имени В.Н. Каразина Александр Кочерян обозначил разницу между психическим и психологическим здоровьем. Александр Суренович пояснил, что психически здоровым человеком считается тот, кто не имеет диагноза; психологическое же неблагополучие означает, что человек не болен, но имеет значительные проблемы в построении собственной жизни. Что касается политической рекламы — она воздействует именно на психологическое здоровье. 

Александр Кочерян уверен, что у нас в стране очень многие устремляются в политическую сферу. В любом нормальном обществе людям в такой мере не нужно заниматься политикой и общество не должно быть в такой мере политизировано, как в Украине. Политика сегодня не только притягивает к себе много энергии — политика отбирает ее. Как и реклама, политика является сегодня фактором, который в значительной мере манипулирует сознанием человека и не дает возможности самому разобраться в том, что на самом деле происходит. 

— Человек, которому есть что делать, занимается своими делами, — уверен Александр Кочерян. — А если человеку нечего делать, он находит всевозможные варианты свою жизнь усладить — не только сладким, но и перцем. Политика — это скорее перец, а не конфеты, но и он может занять наш пищеварительный тракт. 

Кандидат психологических наук, доцент национального аэрокосмического университета ХАИ Максим Жидко добавил один из своих тезисов. Культура — это почва, на которой всходят ростки ответственности, свободы, самостоятельности. Воздействие на культурный слой личности — а у каждого он разный — можно сравнить с воздействием удобрений. К сожалению, то, что приходится наблюдать сегодня в СМИ, говорит Максим Жидко — это воздействие по американскому типу, когда используют огромное количество «удобрений». Они уничтожают культурный слой, с одной стороны, сильно снижая уровень внутренней культуры человека, а с другой — подсаживают, как на наркотик, на постоянно вносимую «подкормку». Достаточно посмотреть не только на аудиторию политической рекламы, но и на ту, которая смотрит «жвачку для мозгов»: телесериалы, ток-шоу и другие продукты, стимулирующие психику человека, не имеющего возможности найти себе такую стимуляцию изнутри или извне. 

Дать возможность притянуться к политике, наполнить свою жизнь хоть чем-то — это, наверное, важная часть драматизации человеческой жизни. Но если собственной драмы не хватает — тогда люди и подключаются к мировому процессу драматизации, тем более что в политике много возни, грязи, а еще там можно за кем-то просто подсмотреть. Есть выражение: «как бы личность». Ничего своего у «человека-как бы личности» нет: он живет не своими мыслями и идеями. Очень заинтересованы многие наши власть имущие, считает Александр Суренович, чтобы мы все стали «как бы личностями». 

— Почему-то у правителей есть мнение, что народ — это совокупность лохов, — жестко, но — чего греха таить — очень точно высказывается Александр Кочерян. 

Реклама выпускает наружу демонов 

Максим Жидко уверен, что реклама, в том числе и политическая, потеряла информационную функцию и стала носителем воздействия на психику человека, причем это воздействие зачастую является разрушительным. Любая реклама, особенно интенсивная, вбивает свое-образные «гвозди», становясь причиной хронического стресса для организма. Избыток информации способен приводить к истощению нервной системы, и человек вынужден выстраивать механизмы защиты. Человек, как правило, защищается тем, что старается не обращать внимания на рекламу. Реклама же, в свою очередь, отвечает попытками найти более изощренные способы, чтобы зацепить своего потребителя. К сожалению, самые действенные приемы рекламщиков — апелляции к тому, что относится к животной части природы: сексу, агрессии, бросанию грязи друг в друга. Но чем глубже пытается зацепить реклама — тем сильнее стресс. Использование механизма глубинного цепляния небезопасно: когда поднимается все плохое в человеке — наружу выпускаются демоны. Они начинают поглощать и саму личность, и общество. В результате общество, по большому счету, уничтожает само себя, предупреждает Максим Жидко. 

— Достаточно посмотреть «Свободу слова». Это — свобода грязи, свобода демонических сил, которые там проявляются, — добавляет Александр Кочерян. 

Насилие становится нормой. Исчезает ощущение, что ты живешь в стране, где тебе легко и свободно дышится, зато появляется иное: что с тобой может что-то случиться — на улице, в подъезде — где угодно. И реклама, наполненная семантикой насилия, это ощущение только добавляет. 

Если есть что попало 
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии национального аэрокосмического университета «ХАИ» Елена Кочемировская считает, что политическая реклама — это не только бигборды, плакаты, ролики по ТВ. На самом деле политическая реклама включает в себя и митинги, и пикеты, и акции на площадях. И если человек может хоть как-то абстрагироваться от роликов или плакатов, то митинги или обсуждения в транспорте или на улице цепляют вполне надежно. Если люди находятся у экранов телевизоров — этот эффект проявляется меньше: человек может проанализировать увиденное и найти массу противоречий. Но, находясь на площади, где харизматическая личность выдает какие-то даже самые простые лозунги — критичность снижается и информация воспринимается значительно проще. Реклама, воздействуя на большое количество людей, приводит к эффекту заражения: человек получает информацию, несет ее дальше, и она начинает циркулировать в массе. 

Максим Жидко продолжает мнение Елены Кочемировской. Такая реклама нацелена на массовость, а в толпе происходят три феномена: снижается критичность воспринимаемой информации, повышается эмоциональная чувствительность, из-за которой и наблюдаются эффекты заражения, внушения. Третий эффект связан с тем, что человек чувствует растворение в общей массе и ни за что не отвечает. Максим Жидко добавляет, что, кроме откровенной политрекламы, существуют еще и скрытая реклама, и «просто» аналитические материалы. Они не хуже, чем политическая реклама, вкладывают в головы сограждан нужную информацию, потому человек не догадывается, что это реклама, и воспринимает ее как вызывающий доверие источник. При этом порог психологической защиты гораздо ниже. 

Один из журналистов убежденно высказался о том, что на психологическое здоровье человека, уже определившегося с выбором, политическая реклама никак не влияет. 

— По принципу: если привык есть что попало — значит, на здоровье не влияет? — скептически заметил в ответ Александр Кочерян. — Если человек определился только так и больше никак иначе — это уже говорит о том, что у него не все дома. Потому что человек на то и человек, что должен постоянно сомневаться — тогда у него работают мозги. 

Елена Кочемировская добавила, что если человек сознательно отказывается от других сведений, а воспринимает только информацию, восхваляющую импонирующую ему политическую силу — он тем самым сознательно ограничивает себя, в результате и рождаются иррациональные решения. Довольно часто люди принципиально голосуют за тех, кто в оппозиции. 

— Внутри у такого человека много агрессии, и он должен ее куда-то деть, — комментирует Александр Кочерян. — С одной стороны, он уводит агрессию. А с другой стороны — его же лечить надо, а он играет в политические игры! У нас общество с девальвацией взрослости. У нас взрослым быть немодно. Раньше ребенок смотрел на папу и хотел быть взрослым, а сегодня он смотрит на папу и взрослым быть не хочет. Большинство пап не являются уважаемыми — в них уважать нечего: их поставили в такое положение. И общество стало детским: никто ни за что не отвечает. Безответственность снизу доверху. 

На вопрос, как реклама воздействует на детскую психику, Елена Кочемировская ответила, что любая агрессивная реклама в первую очередь влияет на менее эмоционально устойчивых людей, в том числе и подростков. Но воздействие политической рекламы во многом усиливается, если ребенок становится свидетелем постоянно ведущихся в семье политических дебатов. А если в обсуждениях близких постоянно присутствует агрессия по отношению к личностям политиков или партиям — ребенок становится частью системы, в которой существует эта агрессия. 

Возможно, в психбольницах уже лечатся «лидеры партий» 

Максим Жидко уверен, что психологическое здоровье нашего общества оставляет желать лучшего. Все статистические данные свидетельствуют о том, что уровень нервно-психических заболеваний в Украине имеет тенденцию к росту. А это означает, что если психологически не очень здоровые люди воспитывают своих детей, передавая из поколения в поколение душевное неблагополучие — в ближайшее время нас ожидает еще большее увеличение не только психоло-гической, но и психической патологии. 

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что сейчас уже подрастают «дети перестройки». Мы живем в очень агрессивной среде и сегодня наблюдается ни с чем не сравнимое количество депрессивных расстройств и самоубийств, говорит Александр Кочерян. По недавним исследованиям, в Украине 1 миллион 200 тысяч официально психически нездоровых людей. 

Но фактически эту цифру нужно умножать на пять, предупреждает доктор психологических наук. Если говорить не о психологическом здоровье, а именно о психических заболеваниях, то политическая реклама привести к их возникновению не может, но она повышает активность человека. Поэтому политическая реклама может стать не причиной, но поводом или стимулом для обострения уже имеющихся заболеваний психики. 

На вопрос корреспондента «Вечерки», не появились ли уже в психиатрических лечебницах пациенты, называющие себя именами известных политиков, профессор Александр Кочерян заметил, что такое явление вполне возможно. Елена Кочемировская добавила, что, во всяком случае, детские рисунки, где страшилки обозначены фамилиями политиков, ей наблюдать уже доводилось. 

Бесконечная защита от агрессии вообще чревата тем, что мы становимся холодными и бездушными по отношению друг к другу, ставит диагноз Александр Кочерян. Общество потеряло любовь — это цена, которую мы платим, пытаясь защититься от внешней агрессии. Александр Кочерян дает ценные рекомендации, как остаться здоровым и не зара-зиться политрекламой: 

— Просто-напросто найти в себе здоровую силу туда не погружаться и — заниматься своим делом. Если вы решили похудеть — вы не будете ходить в фаст-фуды. Так и здесь. Нужна сила воли. Зрелый человек не пойдет на площадь и не станет выкрикивать какие-то лозунги. Зрелый человек не поддастся манипуляциям и не будет становиться частью толпы.