Харьковщина активно готовится к зиме.

Дорожники запасаются песком, солью, техникой и завершают работы на автодорогах. Коммунальное хозяйство и топливно-энергетический комплекс области готовы вовремя начать отопительный сезон. Ситуация находится на личном контроле руководителя Харьковской облгосадминистрации Юлии Светличной – об этом рассказал заместитель председателя ХОГА Вадим Даниелян в программе «Точка зрения» на телеканале Р1.

Юлия Светличная пообещала – и сделала


– Сезон ремонта дорог заканчивается. Что сделано на Харковщине? Укладываемся ли в сроки? Все ли выделенные бюджетами средства использованы эффективно?

– Все работы, которые были запланированы по государственным и местным дорогам в Харьковской области на 2019 год, практически закончены. Все до одного 89 объектов на дорогах местного значения закончены. Еще четыре моста в настоящее время в ремонте, технологии позволяют проводить там работы и в прохладное время года. Так что до конца 2019-го эти работы мы закончим.

Кроме того, в Харьковской области реализован мощнейший проект, которому нет аналогов в Украине – строительство дороги Мерефа – Лозовая – Павлоград. Работы на ней уже закончены, восстановлено покрытие – дорога практически построена заново. Трасса связывает Лозовский, Первомайский, Харьковский районы – 73 километра нового покрытия. Это дорога государственного значения, на которую по инициативе главы области Юлии Светличной заложено финансирование отдельной строкой в бюджете.

На прошлой неделе мы открыли первую в Украине дорогу, построенную за счет средств субвенции на дороги местного значения,  – объездную вокруг Лозовой, самого крупного после Харькова населенного пункта в нашем регионе. Построили с нуля 1,6 километра новой дороги и связали дорогу Мерефа – Лозовая – Павлоград с коммунальной  и с  вновь построенной дорогой. Кстати, во многом благодаря тому, что подрядная организация установила асфальтобетонный завод в непосредственной близости к объекту, на строительстве дороги были сэкономлены около пяти миллионов гривен.

Получился очень красивый проект, задачу по реализации которого Юлия Светличная поставила в начале этого года, достойный внимания всей Украины. Мы его реализовали к 15 сентября – ко дню Лозовой. Это красивейшая новая дорога с весовыми комплексами, с разметкой, со знаками. Дорога, которую люди ждали очень долго. На открытии было  много людей, приехавших из близлежащих сел, которые благодарили главу области за то, что она пообещала сделать эту дорогу – и сделала. Дорога дала возможность сократить путь на 10 километров, пустить транспорт в обход Лозовой и тем самым улучшить экологическую ситуацию населенного пункта.

– Удалось сэкономить пять миллионов гривен именно на объездной дороге – это 25% от заложенных бюджетных средств. В какую сумму сегодня обходится строительство такой дороги?

– Дороги разных категорий различаются по размерам, по количеству полос движения, по количеству направлений. В зависимости от этого меняются и конструкции дорог, их размеры и количество материалов, которые там используются. Поэтому и цена может очень сильно варьироваться. Сейчас в среднем по Украине цена  строительства дороги – от 9 до 13 миллионов гривен за километр. А в странах Европы, для сравнения, километр дороги стоит до миллиона евро. Мы стараемся с материалами, людьми, ресурсами укладываться в минимальные затраты, чтобы  как можно больше дорог восстановить.

Восстановленные дороги не уступают европейским


– Хотелось бы, чтобы и по качеству наши дороги не уступали европейским. Сегодня технологии, которые применяются при ремонте и строительстве дорог, отвечают международным стандартам?

– На Харьковщине дороги ремонтируют по самым новым технологиям. И по заданию Юлии Светличной во главу угла мы ставим, во-первых, качество построенной дороги, во-вторых – эффективное использование бюджетных средств. И, конечно же, бюджетные организации, которые работают с применением новых технологий, дают гарантии на участки, которые ремонтируют. Это прописано в договорах. И в случае возникновения каких-то негативных ситуаций во время начальной эксплуатации подрядная организация за свои деньги восстанавливает разрушенное или поврежденное покрытие.

Была ситуация, когда подрядная организация в прошлом году сделала участок дороги, который пошел трещинами. Ей была выставлена претензия. Работники приехали и за свои деньги сняли верхний слой асфальтобетона и восстановили его заново, потому что они давали гарантию.

– Гарантию на автодороге Мерефа – Лозовая – Павлоград на сколько лет подрядчики дают?

– У любой дороги гарантийный срок эксплуатации с эксплуатационным содержанием (то есть когда за дорогой следят, убирают и снег, и воду) – семь-девять лет.

На Харьковщине проводят мониторинг состояния мостов


– Вы сказали, что сейчас в области ведутся работы по реконструкции четырех искусственных сооружений, то есть мостов, на дороге Харьков – Мерефа – Лозовая – Павлоград. Но на самом деле мостов на Харьковщине намного больше.

– Мосты, которые находятся на этой дороге, – это мосты государственного значения. Но на самом деле их в регионе, конечно же, больше. Основной – это мост в Балаклейском районе через речку Северский Донец. Это самый длинный мост из разрушенных. На прошлой неделе мы выезжали туда с рабочим совещанием – до конца ноября ремонтные работы там будут закончены. Мост будет полностью восстановлен.

– После обвала моста на окружной около Песочина в ХОГА была создана комиссия. Речь шла о том, что будет начата работа по мониторингу ситуации с мостами в Харьковской области. Что удалось выяснить? Как вы оцениваете состояние искусственных сооружений в области?

– Мост, который обрушился на окружной дороге, находится на балансе «Укравтодора». Это дорога государственного значения. По ситуации, которая произошла, Юлия Светличная сразу собрала совещание с привлечением представителей, силовиков и Службы автомобильных дорог в области. Поставила четкие и конкретные задачи по этому инциденту.

Сейчас мост восстанавливают – проводят аварийные работы. Деньги на восстановление «Укравтодор» выделил, они уже на счету Службы автомобильных дорог, которая, в свою очередь, перечислила  их подрядной организации. Подрядчик взял на себя обязательства до 20 декабря восстановить мост и обеспечить проезд по нему.

Конечно,  после этого случая были обследованы  искусственные сооружения в Харьковской области – на дорогах и государственного, и местного значения. По мостам, которые вызывают сомнения, будут приняты соответствующие решения.

– Все ли мосты находятся под контролем соответствующих служб?

– Есть ситуации, когда мосты были построены организациями, которые в настоящее время не существуют. С течением времени в связи с передачей функций и полномочий некоторые мосты просто «потерялись». Получается, что дорогу обслуживает, допустим, Служба автомобильных дорог, а само сооружение не имеет конкретного балансодержателя. Сейчас мы проводим поисковую работу по определению балансодержателей: выясняем, кто строил эти мосты, когда, на каких условиях, чтобы в кратчайшие сроки выделить финансирование для их содержания.

Отопительный сезон на Харьковщине начнется вовремя


– Чтобы сохранить дорогу, необходимо заготовить на зиму соответствующие эксплуатационные материалы. Как дорожники Харьковщины готовятся к холодам? И готов ли вообще регион к отопительному сезону?

– Подготовка к осенне-зимнему периоду – самый важный сейчас вопрос, и не только для дорожников. Главой ХОГА было издано распоряжение об организации штаба по подготовке к зиме. А также  об утверждении конкретного графика проведения заседаний штаба по территориям, с привлечением специалистов, громад для вхождения в отопительный сезон и своевременной подачи тепла жителям области.

Хочу отметить, что руководители на местах несут персональную ответственность за прохождение отопительного сезона и за быстрое и своевременное вхождение в него. Сейчас Харьковская область готова к отопительному сезону на 90%. Котельные, дороги, заготовка посыпочных материалов, подготовка техники, заготовка топлива на ТЭЦ – все идет согласно ранее утвержденным графикам.

Дорожники готовы – песок, соль завозят. Техника готова. Котельные тоже. Есть вопросы, которые нас волнуют, но мы о них знаем, понимаем и готовим по ним соответствующие решения. Отопительный сезон в Харьковской области будет  начат вовремя.

– На каких ресурсах сегодня работают котельные, электростанции на Харьковщине? Это уголь, газ, мазут?

– В области есть разные котельные. От Советского союза нам достались старые газовые котельные, которые потребляют очень много ресурсов. Но за последние годы была проведена очень большая работа для перевода таких котельных на альтернативные виды топлива – пеллеты, уголь и т. д. Из года в год мы наращиваем объемы такого перевода, и котельные, которые тянут города и районы вниз своими расходами, мы оптимизируем: либо меняем котлы для работы на альтернативных видах, либо переводим жилые и общественные здания на альтернативные виды индивидуального отопления.

Солнечная энергия превращается в электричество


– Какую ступень сегодня занимает Харьковщина в национальных рейтингах по внедрению энергоэффективных технологий? Насколько активно применяются ветряные, солнечные электростанции? Какие из таких инновационных технологий стали реальностью в нашем регионе?

– Ни для кого не секрет, что руководитель Харьковщины Юлия Светличная – самый сильный губернатор из работающих в Украине. И область на протяжении последних лет занимает первые места по всем социально-экономическим показателям, по росту строительной отрасли. Альтернативные виды энергетики у нас тоже развиваются. Это преимущественно частный бизнес. Например, газопромышленное управление «Шебелинкагазвидобування» АО «Укргазвидобування» устанавливает у себя на территории солнечные батареи, которые будут давать электричество. Это рынок в нашем регионе присутствует и активно растет.

– «Альтернативщики» будут вырабатывать электроэнергию для каких-то собственных нужд или речь идет об обеспечении альтернативными ресурсами социальных объектов?

– По-разному. Есть владельцы частных усадеб, которые обеспечивают себе энергонезависимость – и это радует. Есть компании, которые вырабатывают альтернативную энергию для собственных нужд, а есть те, кто устанавливают солнечные батареи и продают электричество общей сети. Например, компания, которая является спонсором клуба «Металлист», занимается солнечными батареями.

Руководитель области настроена решительно


– Альтернативные источники – это помимо экономии ресурсов еще и забота об экологии. Сегодня вопросу экологии на Харьковщине уделяется огромное внимание. В ХОГА состоялось рабочее совещание по вопросу природоохранных мероприятий и поддержания экологического состояния на территории области, которое провела Юлия Светличная. Начиная заседание, она выразила недовольство работой профильного департамента. Какие темы поднимались и что стало результатом этого совещания?
 
– На совещании присутствовали силовики, депутаты, руководство облсовета и ХОГА, общественники. Юлия Александровна подняла вопрос о неудовлетворительной экологической ситуации в Харьковской области. Речь идет о ситуации глобальной – здесь и вырубка лесов, и загрязнение водоемов, и выбросы в атмосферу, и множество других вопросов, которые сейчас не решаются.

Руководитель области поставила задачу силовым органам включиться более глубоко в работу и пресечь незаконные вырубки. Также было принято решение ликвидировать Департамент экологии ХОГА и создать управление в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства для реализации задуманных планов по  обеспечению экологической ситуации в Харьковской области. На совещании много выступали представители и общественных организаций, и силовых органов. Были даны поручения руководителям области для обеспечения нормальной  экологической ситуации для жителей нашего региона.

– Целый департамент не справился с заданием по борьбе за экологию. По силам ли управлению работать более эффективно, чем отдельному департаменту?

– Как гласит пословица:  мал золотник, да дорог. Самое главное – это желание, специалисты, возможность и умение выполнять задачи, поставленные руководством области. Юлия Светличная отметила на совещании, что по всем государственным служащим, департаментам, которые не справляются с поставленной задачей, будут приниматься соответствующие решения. И это было первое кардинальное решение, которое показало серьезность намерений руководителя области по наведению порядка с экологической ситуацией в регионе.