У бойцов территориальной обороны достаточно знаний, опыта, навыков, а главное, мотивации для обеспечения безопасности Харьковщины.

Об этом рассказал в программе «Точка зрения» на телеканале Р1 командир бригады территориальной обороны Харьковского областного военкомата подполковник Игорь Кифоренко.

— Давайте вспомним, как два года назад бригада территориальной обороны только создавалась…

— В 2018 году мы были одними из первых, когда в Украине было создано 25 бригад. Провели сборы в Харьковском областном военкомате, в которых участвовали более двух с половиной тысяч человек. После этого и была создана бригада территориальной обороны, которая состояла из управления и шести батальонов, размещавшихся в районных центрах.

— Непросто, наверное, было собрать такое количество людей – две с половиной тысячи? Особенно когда они не особенно понимали, куда идут.

— Я вам скажу, что пришло даже больше людей. Они были мотивированны. И когда некоторых отправляли домой, они даже обижались. Согласно распоряжению начальника Генерального штаба, мы не могли принять на сборы более двух с половиной тысяч человек.

В чем смысл теробороны?


— Что такое территориальная оборона?

— Это система государственных, военных и специальных мероприятий, которые проводятся в особый период на территории Украины в районах, где не ведутся боевые действия. В основном территориальная оборона создается в зонах, которые ограничиваются административными границами области. Существующая на Харьковщине бригада выполняет определенные задачи, в частности по усилению охраны государственной границы, по охране и обороне важных объектов, по обеспечению условий существования государственной власти и борьбе с незаконными вооруженными формированиями.

— То есть это обычные люди, которые в повседневной жизни имеют различные профессии, но на время учебы или проведения специальных заданий собираются?

— Правильно. Это люди абсолютно разных профессий – гражданские медики, бизнесмены, продавцы, железнодорожники, которые в мирной жизни занимаются своей непосредственной деятельностью, а в определенное время собираются и выполняют задания, которые я перечислил. Военнообязанные, которые приписаны к моей бригаде, и резервисты (заключившие контракт на прохождение службы в резерве) занимаются повышением квалификации на учебных сборах, на занятиях так называемого Единого всеукраинского стрелецкого дня, который проводится раз в месяц на бесплатной и добровольной основе.

— А собирают ли их для выполнения каких-то определенных заданий?

— Да, это может произойти в случае введения военного положения или мобилизации, когда возникает угроза для страны.

— А как их собирают – звонят, присылают повестку?

— По-разному. Военнообязанные оповещаются через райвоенкоматы, к которым приписаны. А те, кто заключил контракт для прохождения службы в резерве бригады, оповещаются через мой штаб.

Контрдиверсионная рота готова дать отпор


— То есть ребята из территориальной обороны нужны для помощи Вооруженным силам Украины во время военного положения либо при каком-то обострении ситуации?

— Да. Сформированная бригада территориальной обороны выполняет задания в пределах области, чтобы обеспечить вне зон ведения военных действий выполнение заданий боевых бригад.

— Умеют ли они выполнять эти задания – обеспечивать режим на блокпостах, бороться с диверсионными группами?

— Я уверен, что за два года они получили много навыков и знаний и выполнить поставленные задачи смогут. Во время учебных занятий мы уделяем несению службы на блокпостах и борьбе с диверсионно-разведывательными силами особое внимание. Для этих целей есть контрдиверсионная рота. К тому же занятия проводят не только обычные кадровые военные, но и инструкторы из воинских частей, выполняющих спецоперации. Они готовят такие подразделения, как контрдиверсионная рота, чтобы можно было выполнять задания по борьбе с диверсионно-разведывательными силами.

— Часто ли вы собираетесь на учения, как они проходят, долго ли длятся? Ведь людей нужно выдернуть из семьи, с работы.

— Есть обучающие сборы, которые длятся до десяти суток. Проводятся они раз в год или чаще. На них военнообязанные вызываются через военкоматы повестками, которые отправляются на предприятия. За ними остается место работы, они получают зарплату, еще и деньги за прохождение сборов.

— Обеспечивает ли Министерство обороны бойцов теробороны формой, питанием, проживанием на период прохождения сборов?

— Минобороны полностью обеспечивает нас форменным обмундированием, единым боевым комплектом, питанием. Во время сборов военнообязанные и резервисты имеют полный спектр гигиенических средств, медицинского обеспечения.

Женщины пришли по зову сердца


— В тероборону Харьковской области входят взрослые сознательные люди, которые сами выбрали для себя такой путь – быть защитником на случай  чрезвычайной ситуации. Каков их средний возраст?

— Резервистом может стать любой гражданин Украины в возрасте от 18 до 60 лет. Средний возраст в моей бригаде – 50–55 лет. То есть это действительно сознательные люди, патриоты, которым небезразлична судьба страны.

— Как вы относитесь к тому, что их называют «солдатами выходного дня»? Ребята не обижаются?

— Не обижаются. Хотя это, конечно же, неверно. У меня есть настолько мотивированные ребята, которые кроме тех мероприятий, которые планирую я, собираются и занимаются дополнительно.

— Еще бытует мнение, что бойцы территориальной обороны – военные романтики, которые хотят пострелять, изучить военное дело, понять какие-то стратегические вопросы. По вашему мнению, насколько военные территориальной обороны все-таки готовы противостоять реальной военной опасности?

— Военнообязанные и резервисты моей бригады способны противостоять врагу и военной агрессии. Кстати, в бригаде проходят службу по контракту в резерве не только мужчины, но и женщины, которые пришли сюда по зову сердца. Это медики, которые были волонтерами в зоне боевых действий и практически выполняли задания по предоставлению домедицинской помощи.

— Сколько женщин у вас в бригаде и все ли они медики?

— Пока немного, в основном медики. Однако есть женщины, которые проходят службу на должности стрелка-санитара. То есть основная их обязанность – выполнение функций стрелка, и второстепенная роль – помощь в качестве санитара.

Харьковчане перенимают опыт Эстонии и Норвегии


— Почему территориальная оборона в Харьковской области считается одной из лучших?

— Все зависит от коллектива – начиная от областного военкома Юрия Калгушкина и заканчивая кадровыми офицерами, которые проходят службу в бригаде и ответственно относятся к своим обязанностям. Другие области даже перенимают опыт обучения в нашей бригаде.

— Знаю, что некоторые теробороновцы уже заключили контракты на службу в Вооруженных силах Украины…

— Да. Например, Вячеслав Васильев, который проходил службу в резерве на должности начальника медицинской службы, профессор, сейчас заключил контракт на службу в действующей воинской части на должность  начальника медицинской службы. То есть решил применить свои практические навыки, полученные в теробороне, уже в боевой бригаде. Однако пообещал после окончания контракта в боевой бригаде вернуться к нам.

— Известен ли вам международный опыт? Используется ли в других странах такой метод защиты и насколько он эффективен?

— Украина была вынуждена создавать бригады теробороны. Сейчас мы перенимаем опыт Эстонии, Швейцарии, Норвегии, то есть, в сущности, мирных стран, которые давно создали у себя подобные отряды и предложили нам помощь в этом вопросе. В прошлом году ребята из нашей бригады принимали участие в международных учениях территориальной обороны, которые проходили в Эстонии.

— Чему у них можно поучиться? Что у них лучше, чем у нас?

— У них можно перенять новации по осуществлению и обеспечению территориальной обороны. Хотя и наше государство поддерживает развитие теробороны. Рассматривается закон о территориальной обороне, который, я считаю, будет принят (проект №1226, был включен в повестку дня работы Верховной Рады на 20 февраля. – Прим. ред.). В нем предусмотрено размежевание полномочий органов государственной власти и командования подразделений Вооруженных сил по организации теробороны, определены конкретные задания для органов государственной власти.

На повестке дня – очередные сборы


— Вы говорили, что на первые сборы, которые, собственно, и положили начало созданию теробороны на Харьковщине, пришло больше людей, чем было нужно. Не покидают ли сегодня ребята ваши ряды?

— Резервисты, заключившие контракт, мотивируют ребят в своем кругу тоже идти в ряды теробороны и заключать контракт. Мы поясняем через военкоматы: если хотите служить и защищать свою землю, заключайте контракт в своей области и будете служить в резерве на Харьковщине.

— А сколько получают теробороновцы от Минобороны за время участия в сборах?

— Денежное обеспечение зависит от звания и от длительности сборов и составляет от трех до семи тысяч гривен. Кроме того, даже ту часть зарплаты участвующих в сборах, которая сохраняется на рабочем месте, выплачивает Минобороны.

— Какие планы у территориальной обороны Харьковской области на ближайшее время?

— Проведение Единых всеукраинских стрелецких дней, о которых я уже упоминал. Это занятия по общевойсковым дисциплинам, которые проводятся под руководством областного военного комиссариата, командира бригады и командиров батальонов. Есть также боевая, специальная тактическая, инженерная подготовка, занятия по практической медицине. Все это происходит на полигоне под Чугуевом.

Также в нынешнем году планируются сборы продолжительностью семь суток, на которые будут привлекаться резервисты. Это тоже занятия по общевойсковым дисциплинам. Также будут проходить занятия по слаженности работы штаба по управлению как бригадой, так и батальонами.

— Достаточно ли двух с половиной тысяч теробороновцев для Харьковской области? Возможно, стоит увеличить их число?

— Столько людей привлекалось изначально. Реальное количество, которое находится по штату в бригаде, – около четырех тысяч человек. Этого вполне достаточно, чтобы выполнять задания территориальной обороны в нашем регионе.

— Насколько обучение территориальной обороне лучше тех навыков, которые получают юноши во время срочной службы в армии? Или это совершенно разные умения?

— Да, тут сравнивать невозможно. Однако важно, что резервисты, которые заключили контракт именно с бригадой территориальной обороны, более мотивированны и патриотически настроены, потому что сами пришли в бригаду. Они стараются пополнить свои знания не только на сборах, но и в самостоятельной работе.