В понедельник харьковчане первыми в Украине увидели нашумевший фильм Анджея Вайды «Катынь», который номинировался в этом году на кинематографическую премию «Оскар».

Для украинской премьеры польский режиссер не случайно выбрал Харьков. Именно здесь в 1940 году был расстрелян его отец — капитан Войска Польского Якуб Вайда. «Катынь» стала символическим венком на могилу отца, которую классик мирового кинематографа посетил впервые в жизни. 

В сентябре 1939 года Польшу оккупировали гитлеровская Германия и сталинский СССР. Взятых в плен польских офицеров вывезли в советские концлагеря и через несколько месяцев без суда и следствия расстреляли. Местами массовых казней стали Катынь под Смоленском, Медное в Тверской области и Харьков. По различным оценкам, всего палачами из НКВД были расстреляны около 22 тысяч поляков. 

В 1943 году немцы раскопали катынское захоронение и использовали преступление чекистов в актисоветской пропаганде. Позже СССР попытался переложить вину за расстрелы на немцев. Эта версия и считалась официальной на протяжении полувека. Поляки знали правду, но сказать ее не могли… 

Долгий путь к отцовской могиле 

Анджей Вайда говорит, что почти всю жизнь не верил, что в Польше когда-то наступят времена, когда можно будет снять фильм о Катыни. Но знал, что не сможет приехать на могилу отца до тех пор, пока не снимет такого фильма. 

— Я очень долго шел к этому, — рассказывает режиссер. — Подумать о возможности снять этот фильм смог только в 1989-1990 гг. Но проблема состояла в том, что все предыдущие фильмы я снял на основе литературного сценария, а литературного произведения, посвященного Катыни, не было. Не было в живых к этому времени и моих лучших сценаристов… И тогда я попытался сделать фильм на основе сценария, написанного молодыми авторами. Кроме того, я познакомился с очень многими документами, найденными на телах расстрелянных в Катыни офицеров… 

Кроме уникальных документов — записок и дневников, поднятых из катынской могилы в 1943 году, источником исторического материала для фильма стали рассказы и воспоминания жен расстрелянных польских офицеров. В результате сценарий фильма получился полностью основанным на реальных событиях. Все герои картины имеют одного или нескольких реальных прототипов. На примере историй нескольких семей показана трагедия всей Польши. 

Никакой русофобии 
Не секрет, что в России картина Вайды вызвала неоднозначную реакцию. Многие прокатчики даже отказались от фильма из-за звучавших обвинений в «русофобии». Сам режиссер подобные обвинения категорически опровергает. 

— Фильм исторический, — говорит пан Анджей. — И он ни в коем случае не обращен против людей, а только против тоталитарной политической системы, которую мы пережили. И это ни в коем случае не антироссийский фильм! 

Лучшим подтверждением слов режиссера является сама картина. Есть в ней эпизод, который ярко раскрывает понимание мудрым Вайдой той простой истины, которую никак не могут или не хотят понять не только иностранцы, но и большинство современных россиян: русские люди и советские граждане — не одно и то же. В «Катыни» пожилой, со старорежимной выправкой майор Попов, чью роль блестяще исполнил Сергей Гармаш, спасает от чекистов жену и дочь польского офицера. Этот поступок, имевший место в действительности — поступок русского человека. И пусть на фоне множества советских чекистов в фильме встречается только один такой русский командир, но он есть! Среди немцев у Вайды не нашлось ни одного светлого персонажа… 

Справка

Анджей Вайда родился в г. Сувалки в Польше. Его мать Анеля была учительницей. К началу оккупации окончил семь классов. Широкое признание к Вайде пришло после фильма «Канал» (1956), удостоенного специального приза на кинофестивале в Каннах в 1957 г.