На прошлой неделе, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в Украине отмечался еще один праздник — День украинского казачества. Сегодня казачество, пожалуй, одно из немногих явлений украинства, которым мы можем похвастаться.

Пресвятая Богородица всегда почиталась на Сечи. Казаки считали, что именно она покровительствует и защищает их. Первое, что традиционно возводилось в месте будущего казацкого поселения, — храм Пресвятой Богородицы. С 1999 года этот день считается официальным Днем украинского казачества.
Первое появление казаков датируется концом XV века. Именно тогда в устье Днепра на острове Малая Хортица и появляется первая Запорожская Сечь. «Ее появление именно в этом месте — не случайность, — рассказывает Денис Журавлев, доцент кафедры истории Украины ХНУ им. В.Н. Каразина. — Ведь татары, от которых и собирались защищать «неньку» Украину казаки, не умели плавать, и река для любого кочевника всегда была непреодолимым препятствием. Впрочем, лютая ненависть казаков к татарам несколько преувеличена, были между ними и союзнические отношения. Так, например, в 1620 году казаки фактически посадили на ханский престол одного
из претендентов, Шагрин-гирея.
Да и в самом войске казацком попадались татары, конечно же, окрещенные. Знаменитый атаман Тарас Трясило, воспетый в шевченковской поэме «Тарасова ніч», был как раз таким крещеным татарином.
Само слово «казак» тоже тюркского происхождения, и переводится как «вольный человек, который живет в степи». Слово «кош» можно перевести как «отряд», а учитывая маргинальность раннего казачества, и как «банда». Логично было бы рассматривать казацкое сообщество как некий военно-рыцарский орден. Как и в западноевропейских монашеских орденах, там были определенная иерархия, строгая дисцип-лина и определенные обеты, которые неукоснительно выполнялись. Чтобы стать казаком, нужно было отвечать не очень-то многим требованиям — быть холостым, владеть оружием и, конечно же, быть православным. Воинов на Сечи готовили тщательно и долго. В настоящий бой казак попадал после семи лет обучения.
За что и как наказывали на Сечи? Кроме традиционных наказаний за связь с женщиной, пьянство в походе и воровство у своих, наказывали казаки и за...гомосексуализм: «Казаки считали это большим грехом, — рассказывает Денис Журавлев, — преступлением против самой природы, которое зачастую каралось смертью. Однако само наличие наказания за этот содомский грех, как они его называли, говорит все же о его существовании». Самым популярным наказанием было так называемое «побиття киями». Казака привязывали к столбу или пушке, рядом клали кий — палку, — и все желающие из вольного казацкого войска могли «поучить» нерадивого соратника. После экзекуции, которая зачастую длилась целый день, казак кланялся громаде и благодарил за «науку», если, конечно же, оставался жив. На Сечи не существовало тюрем. В заключении казак находился только до решения судей, а потом — либо наказание, либо казнь. Казни были поистине варварскими, во многом заимствованными у турок: сажание на кол, подвешивание за ребра на крюках, реже — обыкновенная виселица.
В конце XVI столетия Речь Посполита, в состав которой тогда входила Украина, решает использовать казачество для охраны своих пограничных территорий. По указу короля Стефана Батория появляются первые реестровые казаки. Они довольно мирно сосуществуют с низовым, запорожским казачеством, хотя и считают себя казацкой элитой. Польская казна была не очень щедра к реестровцам, они получали отрез на жупан и восемь злотых в год. Это меньше, например, того, что получал наемный венгерский пехотинец, состоявший на службе Польского государства. Однако надежды Речи Посполитой на преданность реестрового казачества не оправдались — во время восстания Богдана Хмельницкого фактически все оно поддержало своих братьев-низовиков.
Слобожанское реестровое казачество появляется уже в конце XVII столетия и находится на службе у Московского государства. В его состав тогда входили пять полков — Харьковский, Изюмский, Ахтырский, Сумской и Острогорский. Привлекают казаков эти места слабой заселенностью, свободными землями, богатой охотой. Несмотря на то, что слободские казаки были подданными Московского государства, они считались иноземными войсками: «Эти полки назывались черкасскими, — поясняет Денис Журавлев. — Термин «украинцы» вы не найдете в русских документах XVII века, вы найдете термин «черкасы». Украинцев называли черкасами, и при этом четко отделяли их от «наших», или «царских», или «русских» людей».
С 2002 года в Украине официально зарегистрирована общественная военно-патриотическая организация «Украинское реестровое казачество». В его харьковском отделении состоит сегодня две с половиной тысячи казаков. Основные требования к современным казакам со времен «сивої давнини» изменились не очень: нужно быть патриотом «неньки» Украины и, конечно же, православным. Сегодня, чтобы стать казаком, нужно пройти обязательное собеседование, дабы четко уяснить, куда ты все-таки попадаешь: «Если человек пришел отстаивать союз Украины, Белоруссии и России — это значит, не с нами, — объясняет советник губернатора по вопросам казачества Николай Мазепа. — Мы за Украину, за независимое государство. Но мы ни в коем случае не разжигаем вражду. Мы дружим с казаками России, однако мы однозначно патриоты нашего государства».
Осознавших всю важность сделанного шага сразу же посвящают в казаки. Обряд посвящения проходит при обязательном присутствии священника, с коленопреклонением и непременным целованием сабли. Кстати, есть в современном казачьем войске и женщины (никуда от этой эмансипации не денешься), называют их Берегинями и тоже посвящают в казаки, но уже без коленопреклонения и целования оружия. Есть у харьковских казаков и свой «живой» старейшина — восьмидесятидвухлетний Иван Лукич Дейнека, фамилия которого, в переводе с того же тюркского, означает «лесной разбойник». Основное направление работы организации — духовное. Так, например, на встречах с Алексием II и Иоанном Павлом II обсуждался вопрос о трехцерквии в Украине, и необходимости объединения христианских церквей в одну: ведь духовное разъединение народа, по мнению современных казаков — очень большой грех. Несмотря на глобальность идеи, Николай Мазепа уверен, что перспективы единой украинской церкви не так уж и туманны.
В планах у харьковского казачества — открытие первого в городе Казачьего лицея, по типу Суворовского училища, с частичным государственным финансированием. Областные власти идею поддержали, правда, денег пока не дали. Помимо общеобразовательных дисциплин и военного ремесла, в лицее планируют преподавать такую экзотику, как боевой гопак. Цель создания подобного учебного заведения — воспитать новое поколение офицеров, для которого любовь к Родине не будет пустым звуком.